Почему более половины дзержинских школьников не хотят учиться в местных вузах?
Мизерные выпуски
На днях в ходе заседания ассоциации промышленных предприятий «Дзержинскхимрегион» прозвучала такая информация: в 2018 году 54% выпускников школ нашего города, решивших продолжить учебу, поступили не в местные филиалы университетов, а в нижегородские вузы.
Еще 21% дзержинцев предпочли получать высшее образование в других регионах. И лишь четверть остались верны принципу: «где родился, там и пригодился», учась в местных филиалах. Об этом тоже доложили на заседании «Дзержинскхимрегиона». За столом президиума сидел глава города Иван Носков: он, кстати, впервые посетил данное собрание.
О большой потребности в научных и производственных кадрах для промышленности говорил Иван Носков, открывая заседание.
«Мы знаем, что Нижегородская область находится в числе лидеров по развитию промышленности и по внедрению новых технологий, – констатировал Иван Николаевич. – В дальнейшем мы свои позиции еще больше укрепим. А значит, есть потребность в молодых ученых. Дзержинск в этом смысле является кузницей кадров».
Основную тему первой встречи градоначальника с производственниками обозначили как «Повышение качества подготовки специалистов для промышленности». И приглашенных подобрали, конечно, соответствующих: руководителей средних специальных учебных заведений и вузов, где готовят специалистов – от механиков до инженеров.
Строго говоря, в Дзержинске производственников готовят лишь в местном политехе. С этим, кажется, согласен и руководитель местного филиала НГТУ.
«В Дзержинске есть несколько филиалов вузов, – отметил директор Дзержинского политехнического института (ДПИ НГТУ) Олег Казанцев. – Мы единственные, кто готовит инженерные кадры: химиков, механиков, электриков и т.д. Политика Министерства образования России еще 10 лет назад была основана на экономии бюджетных мест в филиалах. Мы сейчас пожинаем плоды такого подхода, потому что на выходе имеем заметное снижение количества студентов по сравнению с тем, что набиралось еще несколько лет назад».
По словам Олега Анатольевича, резкий спад количества абитуриентов, намеренных поступать в Дзержинский политехнический институт, произошел в 2016 году, и существенного возобновления их количества потом не случилось.
«Сейчас мы получаем мизерные выпуски студентов, сравнимые с теми, которые были четыре года назад», – говорит Казанцев.
Объединение назрело
Статистика показывает, что выпускники дзержинских школ уезжают в университеты Санкт-Петербурга даже чаще, чем в Москву. Чуть больше половины поступают в нижегородские вузы. Несколько лучше обстоят дела в местном политехе: по словам руководителя филиала НГТУ, 80-90% его выпускников остаются работать в промышленности Дзержинска. Кроме того, 20% тех дзержинцев, что окончили нижегородские вузы, согласно опросам, решили строить карьеру не где-то далеко, а именно в нашем городе.
Участники совещания не раз подчеркивали, что наш город является вторым по численности населения в Нижегородской области, а потому и весьма интересным для будущих студентов-технарей. Так, на базе Дзержинского политехнического института действуют химическая и техническая школы, в которых бесплатно обучаются сотни школьников.
«Мы открыли химическую школу, которая уже долгое время работает, – отмечает Казанцев. – Все желающие дети учатся химии, там есть разные формы: лабораторные работы, лекции, творческие проекты. Первый год проработала и техническая школа, где ребят обучают физике и информатике. Туда приходят примерно 300 школьников 9-11 классов».
По мнению Олега Анатольевича, Дзержинску в плане подготовки кадров для промышленности пошел бы на пользу единый, общегородской проект.
«Администрация могла бы стать его координатором и объединяющим звеном, – сказал он. – Для общей цели нужно связать между собой интересы школ, вузов и промышленников. Проблема с подготовкой кадров комплексная: она связана и с финансами, и с привлекательностью города для инвесторов».
«В прошлом году активно муссировалась тема – объявить 2019 год Годом химии в Дзержинске, – выступила на встрече президент «Дзержинскхимрегиона» Галина Савченкова. – Жаль, что этого не получилось. Мы видим, что технарей, ребят, которые должны получать знания по физике, математике, химии, у нас в городе просто катастрофически не хватает».
Откуда непривлекательность?
О сложностях, с которыми пришлось столкнуться вчерашним выпускникам дзержинских школ, собравшимся поступать в учреждения высшего и среднего специального образования, на заседании «Дзержинскхимрегиона» было сказано немало. Особенно остро прозвучали слова о том, почему местные филиалы федеральных и региональных вузов оскудевают студентами. Причина, оказывается, не в желании провинциалов показать себя в большом городе. Она гораздо проще и лежит в финансовой плоскости.
«Когда мы говорим о непривлекательности наших филиалов, это связано с тем, что сильно уменьшилось количество бюджетных мест в них, – говорит директор Дзержинского филиала ННГУ им. Н.И. Лобачевского Елена Яковлева. – Это позиция всех головных вузов. И при этом происходит очень большое увеличение бюджетных мест в центральных отделениях высших учебных заведений. Зачастую ребята уезжают в другие города не потому, что им непривлекательны наши местные филиалы. Уезжают туда, где есть бюджетные места. И каждый год они возвращаются назад. Через год, через два студенты просятся в Дзержинск переводом или через отчисление и восстановление к нам, потому что выясняется: и ездить дорого, и учиться тяжело».
Необходимо взаимодействие
Итоги совещания «Репортеру» прокомментировал вице-президент ассоциации «Дзержинскхимрегион» Виктор Кулепов:
«Сегодня без взаимодействия предприятий, работодателей с учебными заведениями нельзя продвигать те реформы, которые идут в системе образования. Но у нас, к сожалению, сегодня ситуация такая, что произошел разрыв между предприятиями, которые являются «потребителями» кадров, и теми учебными заведениями, что готовят этот «товар», эти кадры. Скажем так, те учебные планы, которые навязывают порой учебным заведениям, их уводят несколько в сторону от насущных запросов промышленников. А ведь студентов нужно готовить к совсем иным вещам. Вот и встал вопрос, как выходить из этого положения.
Здесь достаточно много путей. Например, заговорили о том, что надо создавать базовые кафедры на предприятиях города и переносить учебный процесс туда непосредственно. В этом есть определенный смысл: во-первых, предприятия зачастую оснащены хорошим оборудованием, за ними в этом смысле образовательным ресурсным центрам никогда не угнаться. И потом там существует система наставничества, благодаря которой молодых людей быстрее приобщают к производственному процессу».
Алексей МУХИН.