Павел Верхоносцев: ледяных дел мастер
«Репортер» поговорил о нюансах работы со снегом и льдом с автором сказочного городка на площади Дзержинского – скульптором Павлом ВЕРХОНОСЦЕВЫМ.
Зимой, а особенно в новогодние каникулы многим из нас (даже заскорузлым скептикам) как никогда хочется побывать в… сказке. И возможность такая у жителей Дзержинска и его гостей есть!
Второй год на главной площади города радует людей своей искрящейся красотой, гармонией, необычностью и непривычностью снежно-ледяной сказочный городок, «двери» в который распахнуты для всех желающих. А желающих заглянуть туда немало: снежно-ледяной сказочный городок привлекает к себе внимание даже жителей из других городов. А появилось такое сказочное чудо в Дзержинске благодаря скульптору Павлу Верхоносцеву.
Справка
- Павел Верхоносцев – коренной дзержинец.
- В детстве занимался в студии «Юный скульптор» Владимира Корнева.
- Окончил дзержинскую художественную школу, Нижегородское художественное училище, художественно-промышленную академию Санкт-Петербурга.
- После окончания академии работал в Ханты-Мансийске преподавателем Уральской архитектурно-строительной академии.
Железная выдержка и стальной характер
– Павел Александрович, второй год вы сооружаете в Дзержинске зимний снежно-ледяной сказочный городок, и второй год погода испытывает вас и его на прочность оттепелями. Руки в связи с этим не опускались?
– Руки не опускались: у меня железная выдержка и стальной характер. Но если серьезно, поволноваться пришлось немало. Мало приятного, когда в разгар зимы и новогодних праздников (как было в прошлом году) твои творения начинают таять. Хорошо, что в этот раз оттепель хоть и была, на Новый год и каникулы все-таки установилась хорошая зимняя погода.
– Говорите, стальной характер… Где успели его закалить?
– Я же тринадцать лет жил и работал в Ханты-Мансийске, где ежегодно строил новогодние ледяные городки. Там погода тоже преподносила определенные сюрпризы. Правда, в основном это было связано с сильными морозами: иногда они доходили до минус сорока градусов.
– А какая погода наиболее благоприятна для работы со снегом, льдом?
– Около минус десяти градусов. Это вполне нормальная погода, подходящая и для нашего капризного материала и для нас: человек не замерзает, и снег или лед «работают».
А вообще, мороз – понятие относительное. Некоторые мерзнут и в минус десять. Для нас же, людей, работающих со снегом и льдом, и минус двадцать – не мороз. Да и в минус сорок не замерзнем, нас согреет и сам процесс работы и вдохновение.
– Вдохновение?!
– Обязательно! Без него ничего не получится, даже если погода будет самой благоприятной. Вдохновение – двигатель любого творчества.
К снегу и льду – индивидуальный подход
– А существуют ли какие-то хитрости для лучшей сохранности ваших произведений?
– Как таковых секретов сохранности нет, но есть определенные проверенные способы, которые выработались годами. Например, в теплую погоду изделия обматывают специальной пленкой, которая сохраняет ледяные скульптуры какое-то время.
Иногда рядом с ледяными композициями ставят специальное холодильное оборудование, но это уже более сложное и дорогое «удовольствие», которое в Дзержинске пока не применяем.
Но со временем, если этот вид зодчества приживется в нашем городе и выйдет на более серьезный уровень, возможно, такое оборудование появится и здесь.
– Павел Александрович, с каким материалом – снегом или льдом – работать сложнее и интереснее или это практически одно и то же?
– Далеко не одно и то же. Это два абсолютно разных материала, со своими плюсами и минусами. У них даже кристаллическая решетка разная, и, допустим, если вы снежную фигуру зальете водой, ледяной она не станет.
К снегу и льду у скульптора должен быть индивидуальный подход: то, что хорошо для снега – бывает нежелательно для льда и наоборот. И инструменты в работе с ними нередко надо применять разные. Так что тут много нюансов.
Лично мне интереснее работать со льдом. Возможно, это связано с тем, что в Ханты-Мансийске я имел дело в основном с ним, и опыт работы со льдом у меня больше. Но мне кажется, что лед даже визуально более эффектный.
Хотя снег тоже очень хороший и интересный материал. Он очень пластичный, как глина или пластилин и позволяет более досконально, продуманно работать с формами.
Но по большому счету все зависит от замысла художника, скульптора: одну композицию лучше создавать из снега, другую – изо льда.
Спасибо «Либхерру» за снег
– В процессе работы над зимним сказочным городком какие-либо проблемы, кроме погодных метаморфоз, возникали?
– Проблема кадров…Их нам катастрофически не хватает. Нужны хорошие рабочие, резчики, скульпторы, а их очень мало. А мастеров по работе со снегом и льдом вообще по пальцам пересчитать можно. Этот вид деятельности в нашей стране вообще не развит, потому, что это труд очень тяжелый и сезонный.
– Сколько человек было задействовано при создании зимнего городка?
– Около десяти… В основном, это были приезжие специалисты, которые занимались резьбой по льду. Они выполнили свой этап работы, вырезали скульптуры и уехали выполнять другие проекты. Из местных специалистов был только я и доводил все до ума. А местные помощники были разве лишь на подхвате.
– И сколько продолжался ваш рабочий день?
– Многое зависело от погодных условий. Но в целом получалось больше восьми часов: приезжал на место работы, когда еще было темно, уезжал, когда уже было темно. Иногда приходилось и ночью работать.
– Павел Александрович, а материал для работы, где вы брали: не с дорожек же повсеместно снег соскребали?
– Собрать снег нам предоставили возможность на заводе «Либхерр», за что им большое спасибо. Там есть большие бетонные территории, которые зимой покрыты снегом – вот там мы его и брали. А больше в Дзержинске и нет нигде необходимого нам для работы снега. Он ведь нам не любой подходит.
Брать снег с газонов, тем более с земли нельзя. Его нужно собирать исключительно с чистой ровной бетонной либо асфальтовой поверхности.
А лед? Это мое собственное изготовление: я сам замораживал специальные ледяные блоки нужного размера по определенной технологии. У меня для этого в городе есть помещение, где стоят несколько холодильников и морозят нужные блоки. Потом из этих блоков собирается заготовка, где в качестве «клея» применяется обыкновенная вода, и по полученной заготовке мастер уже вырезает ту или иную скульптуру.
Героев сказок для городка подбирали вместе с главой города
– А героев своих скульптур и композиций для зимнего городка вы подбирали сами или кто-то советовал, помогал?
– Идея именно сказочного городка принадлежала мне. Потому что тема русских народных сказок любима нашим народом и вообще, достаточно интересная, многоплановая и позволяет создать много различных композиций, фигур.
Я вышел со своей идеей на главу города Ивана Николаевича Носкова, он сразу заинтересовался ей, поддержал, и мы вместе обсуждали и подбирали героев сказок для будущего зимнего городка.
Кстати, в этом году появилось пять новых сказочных экспозиций, каких не было год назад: змей Горыныч и богатырь, курочка ряба, царевна лягушка, Емеля со щукой и репка.
А вообще у меня с администрацией города сложились хорошие взаимоотношения. Мне интересно с этими людьми. Оказалось, что многие работники администрации люди творческие, со своим художественным видением, нетривиальным подходом к произведениям искусства. Это тоже очень важно: чувствовать заинтересованность со стороны представителей власти, моральную поддержку, душевную сопричастность к тобой задуманному…
– Вы, конечно же, в курсе, что в нынешнем году раздавались голоса о том, что зимний сказочный городок лучше бы перенести с центральной площади в городской парк? По душе вам была такая идея?
– Да, такое предложение было. Понятно, что в парке есть своя аура…и в принципе ледяные и снежные фигуры находиться там могли бы. Но, при их создании в парке возникли бы определенные технические сложности. Там, например, подъездные пути не совсем удобны…
Да и вообще, я считаю, что новогодние городки должны все-таки быть на центральных площадях городов: ведь именно эти площади являются неким объединяющим началом всех горожан, там проходят все самые знаковые и значимые мероприятия.
И это замечательно, когда в новогоднюю ночь люди собираются вместе именно на центральной площади, где установлена красавица елка, сказочные скульптуры и поздравляют друг друга с праздником, веселятся… Это некая концепция сплочения людей, а сплоченность нам сегодня нужна.
Наши произведения рассчитаны на мгновенья
– Считается, что скульпторы ваяют на века, а у ваших произведений век очень недолгий. Не обидно: ведь столько вложено труда, сил, нервов, сколько потрачено времени… А чуть пригреет солнышко, и от вашего труда ничего не остается.
– Не обидно. Ведь иногда то, что создается на небольшой период времени, дарит людям куда больше счастья, радости, и положительных эмоций чем то, что создано на века. И в памяти у людей на долгое время остается. Как раз это я и могу сказать про наши зимние сказочные городки.
И вообще, мы – скульпторы по ледяным и снежным экспозициям – изначально морально готовы к тому, что наши творения рассчитаны на… мгновения, и понимаем, что эти мгновения мы должны сделать для людей прекрасными.
А достичь этого возможно лишь в том случае, когда всего себя отдаешь работе и передаешь своим ледяным «героям» частичку своего душевного тепла и доброты. Мы, можно даже сказать, не столько работаем с материалом, сколько с настроением, эмоциями и создаем впечатления.
– А, позвольте поинтересоваться, чем скульптор Павел Верхоносцев занимается в те времена года, когда вокруг ни снега, ни льда?
– Скульптор Павел Верхоносцев обучался в Санкт-Петербургской художественно-промышленной академии на факультете «Художественная керамика и стекло». Там студентов учили работать со множеством различных материалов и видеть в каждом из них свою красоту, чувствовать их «дыхание» и уметь из каждого создавать произведение искусства.
Так что во все времена года мне есть чем заниматься. Например, делаю из стекла художественные витражи для храма. Делаю различные скульптуры из бронзы, камня…
Ну и, конечно же, готовлюсь к очередной зиме: ведь создание зимних снежно-ледяных городков требует продолжительного подготовительного периода.
Алла ЕГОРОВА.