От творческих поисков – к «роскоши пейзажа»
Анализируем персональную экспозицию живописца-пейзажиста Алексея Аникина.
В конце марта в городском краеведческом музее должна была открыться ежегодная весенняя выставка дзержинских художников. Однако карантинные меры и здесь внесли свои неизбежные поправки. Поэтому сегодня мы публикуем материал, написанный по впечатлениям от другой, уже завершившейся, выставки. Это персональная экспозиция живописца-пейзажиста Алексея Аникина, которая прошла в феврале-марте в городском краеведческом музее.
Хранитель традиций реализма
Творчество художника хорошо известно за пределами нашего города. С 1991 года он является участником выставок различного уровня, а в последнее время принял участие в целом ряде российских и зарубежных арт-проектов в Москве, Берлине, Нью-Йорке, Италии, где его произведения не раз отмечались почетными дипломами. Работы Аникина находятся в частных и корпоративных коллекциях не только в России, но и в западноевропейских странах, США, Канаде, Китае. Причины такого успеха очевидны. Сейчас в Западной Европе и США почти не осталось мастеров-реалистов, художественное образование давно уже отошло от академических стандартов. Постмодернизм затянулся, ему на смену не приходит новых направлений и ярких индивидуальностей. Публика же, видимо, пресыщается бесконечными и зачастую пустыми формальными экспериментами. В такой ситуации реалистическая живопись – а Алексей Аникин продолжает традиции отечественной школы пейзажа – неизбежно будет вызывать к себе все больший интерес. Привлекает зрителей и то, что произведения дзержинского художника радостны по настроению и эффектны по мотивам, тщательно воспроизводят мельчайшие природные формы, которые можно не торопясь рассматривать.
Постоянство или штамп?
У Аникина есть излюбленные мотивы и живописные приемы. Это свидетельствует о том, что его индивидуальная манера сложилась. Но в картинах последнего десятилетия, к сожалению, это творческое постоянство порой граничит со штампом. Нередко повторяются одни и те же мотивы, композиционные решения, даже характер мазка (художник пишет в масляной технике). Когда знакомишься сразу со множеством его полотен, возникает определенное чувство однообразия. На выставке в музее были представлены и картины, и этюды, исполненные в 1990-х годах, и совсем новые произведения, поэтому было хорошо видно, как менялась со временем живопись Аникина. Думается, не все изменения были положительными. Мы не во всем разделяем творческую позицию мастера, и, стремясь беспристрастно взглянуть на его искусство, надеемся, что художнику не покажутся обидными высказанные замечания.
Главное достоинство его пейзажей заключается в том позитивном эмоциональном настроении, которым отличается большинство созданных Аникиным образов. На его полотнах ярко светит солнце, в густых сочных травах пестреют цветы; шелковистый мох, словно ковром, покрывает землю в укромном лесном уголке, а снег серебрится под безоблачным небом. Основное место среди его работ занимают летние пейзажи, в которых природа показана в своем радостном и лирическом облике («Очарование», «Королевство лета», «Луга», все – 2019 г.). Другую группу составляют полотна, где представлен как бы «интерьер» леса, его потаенные уголки, заросшие папоротником и мхом («Пробуждение», 2014; «Вяжет осень кружева», 2019). В таких работах подчеркнуты тишина и созерцательность, краски и свет становятся приглушенными.
Наконец, у художника можно найти образы, в которых автор стремится передать масштаб и величие природы. Появляются могучие деревья и широкий простор, открывающийся с вершины откоса; ландшафт приобретает эпические черты, но все-таки подлинная монументальность не достигнута – сказывается приверженность живописца к тщательной детализации («Солнце на прогулке», 2016; «Родные просторы», 2019).
Картины Аникина обладают несомненными декоративными качествами. Наполненные светом, яркие по колориту, они радуют глаз. Такая живопись будет превосходно смотреться в интерьере современной квартиры или стильно обставленного офиса.
Один из любимых художником мотивов – изображенные крупным планом травы и цветы, часто дополненные нарядным пятнышком опустившейся на них бабочки («Расцвели ромашки», «Колышутся тихо цветы», «В сердце лета», все – 2019 г.). Ведущим выразительным приемом здесь естественно становится контраст между зеленью и яркими красочными акцентами. В картине «Природы милые творенья» (2019) скрупулезно выписаны листва, тонкие стебли и нежные лепестки цветов, узор на крыльях бабочки. Степень детализации так велика, что вспоминаются даже рисунки ученых-натуралистов XVII-XVIII столетий. Правда, цели у них и у современного автора разные. Аникин заботится не только о точности подробностей, но и об общей декоративности композиции. Масштаб изображения крупнее, чем если бы мы видели этот уголок лужайки в реальности. Слева в глубине лежат тени, подчеркивающие ярко освещенный передний план; насыщенные зеленые и охристые оттенки заставляют светиться нежно-голубые цветы и бледно-лимонные крылышки насекомого. Используются и выразительные возможности мазка.
Широкий охват пространства
Есть в произведениях Аникина и прямо противоположные композиционные решения – с широким охватом пространства, голубеющим вдали горизонтом, высоким небосводом. Таковы картины «Взгляд за горизонт» (2018), где изображен берег Окского затона, и «Тихо. Дремлет река» (2010). Общими для них являются горизонтальный формат, спокойно уходящие в глубину пространственные планы, замыкаемые в первом случае высоким противоположным берегом Оки, во втором – темной полосой леса. В обеих работах живопись целостная и гармоничная, отсутствует стремление к мелочному перечислению подробностей, подчас портящее пейзажи Аникина. Цветовое решение такое же простое и продуманное, как и композиционное построение. В картине 2010 года трава по берегам речки окрашена в охристые оттенки, и этот же оттенок добавлен в изображение зелени на среднем плане, а холодная голубовато-серая масса леса вдалеке является самым темным пятном, дополняет и подчеркивает своим присутствием единство теплой гаммы. Во «Взгляде за горизонт» автор ограничивает свою палитру немногими красками. Оба произведения сохраняют почти этюдную свежесть восприятия и именно в силу своей простоты и естественности могут быть названы в числе несомненных удач мастера.
Кроме определенного однообразия мотивов художника можно упрекнуть и в стремлении к внешней эффектности, желании уподобить картину яркой глянцевой открытке. В летних видах такому впечатлению способствуют монотонность зеленого цвета и то, что яркие пятна цветов и бабочек выделяются излишне резко, словно наклеенная на фон аппликация, и от этого несколько нарушается ощущение единой световоздушной среды.
Поиск себя
90-е годы и начало 2000-х были для Аникина временем профессионального становления (в 1987 г. он окончил Суздальское художественно-реставрационное училище). Показанные на выставке работы того периода свидетельствуют, что молодой живописец еще ищет себя. Почти все они небольшого размера и носят этюдный характер («Зима в деревне», 1998; «Зима отступает», 2004). С другой стороны, уже тогда художник стремился к созданию завершенных, тщательно продуманных пейзажных образов, превосходящих по масштабу замысла простой этюд. Формируются два подхода к композиции: показ лесной чащи «изнутри», крупным планом, с замкнутым пространством («Солнце в еловом лесу», «Не лес, а целый мир», обе – 1999 г.) и изображение ландшафта с дистанции, когда основные мотивы сосредоточены на среднем плане, как в благородно-сдержанной и красивой по цвету небольшой картине «Холодает» (1995). Не все ранние работы равноценны по качеству, но их преимуществом является то, что у художника еще не сложились определенные стереотипы восприятия.
Этот период творческого формирования, на наш взгляд, завершают две бесспорные «жемчужины» в экспозиции. Скромные по размерам и запечатленным видам картины «У церковной калитки» (2006) и «Проталинки» (2007) были показаны в витринах, при беглом осмотре выставки на них можно было и не обратить особого внимания. Между тем по живописному мастерству эти этюды стоят иных больших полотен. Старая церковная ограда с арочным проемом ворот, склонившие к ней ветви деревья, высокие травы написаны очень убедительно и без «открыточного» приукрашивания. В «Проталинках» снег с насыщенными голубыми тенями, коричневые и желтоватые стволы и пожухлая трава, зеленая хвоя подобны трем звукам, образующим незамысловатую, но очаровательную мелодию. В обеих работах аккуратный пастозный мазок активно «лепит» форму, будь то рыхлый весенний снег или кладка старой стены.
Творческая зрелость
А потом у художника появилась тенденция к выбору нарочито эффектных мотивов, стремление к красивости вместо красоты, естественность восприятия сменилась «роскошью пейзажа». Эта тенденция нарастает на протяжении последних десяти лет. Обретение творческой зрелости оказалось сопряжено с определенными утратами, поскольку непредвзятое (применительно к искусству это понятие весьма условно) отображение натуры уступило место последовательной, но не бесспорной эстетической концепции. Думается, здесь присутствует и желание соответствовать некоему усредненному представлению публики о том, как должен выглядеть «по-настоящему красивый пейзаж». К этому можно относиться по-разному, но нет сомнений, что в лице Алексея Аникина перед нами состоявшийся живописец, чье творчество отражает многие характерные черты современной художественной жизни. И мы от души желаем мастеру, недавно отпраздновавшему день рождения, вдохновения и успехов.
Сергей АКИМОВ, кандидат искусствоведения.