Николай Еряшкин: истории в технике акварели
Кандидат искусствоведения Сергей Акимов – о персональной выставке Николая Еряшкина. Художника, которого относят к числу наиболее ярких и оригинальных современных живописцев Нижегородской области.
Дзержинец Николай Еряшкин избрал для себя в качестве главной технику акварели, и этот выбор оказался судьбоносным. Сейчас произведения мастера известны не только в нашем городе и регионе. В 2010 году Николай Васильевич стал членом Союза художников России.
Его манера основана на экспрессии цветового пятна, умении использовать естественные свойства акварельной краски с ее прозрачностью и текучестью, подчеркнуть детали буквально одним-двумя движениями кисти. Эти приемы как нельзя лучше подходят для того, чтобы выразить поэтический взгляд художника на мир, стремление соединить реальность и фантазию.
Неповторимое своеобразие творчества Еряшкина можно почувствовать и оценить, посетив его персональную выставку, которая сейчас проходит в городском краеведческом музее и продлится до 21 ноября.
От этюда до лирической фантазии
Экспозиция получила название «Акварельные истории». Лаконичное и красивое, оно удачно для афиши, но все же не отражает сути творческого метода художника. Николай Еряшкин – менее всего рассказчик, преподносящий зрителям занимательные или поучительные истории.
В его произведениях повествовательное начало сведено к минимуму или отсутствует вовсе. Как правило, в них нет четко развивающегося сюжета и активного действия, при этом даже самый обыденный мотив – женщина с собакой на прогулке или паренек, идущий с велосипедом по деревенской улице, – может превратиться в поэтическое видение сродни миражу или грезам.
Создаваемый художником мир соткан из цвета и света, настроение и образные ассоциации гораздо важнее рассказа. Акварели Еряшкина – не эпос, а лирика, то изящная и хрупкая, то наполненная энергией и внутренним драматизмом.
Организация выставки как игра в догадки
Позволю себе капнуть чуточку дегтя. Довольно странное впечатление производит отсутствие на выставке этикетажа. Так же было и на предыдущей персональной экспозиции Еряшкина в арт-студии «Стандарт» в 2018 году. Это, конечно, оставляет зрителю простор для собственных впечатлений и ассоциаций, но ведь они могут оказаться далеки от авторского замысла.
Безымянными оказались и портреты, составляющие большую и яркую часть выставки. Посетитель может лишь всматриваться в эти лица и строить предположения о характерах изображенных людей. Образы воспринимались бы куда богаче и полнее, если бы знать, что перед нашими глазами не просто пожилой мужчина с серьезным лицом и задумчивым взглядом или представитель богемы с падающей на лицо челкой, а художники Евгений Юсов и Петр Засухин.
Да и в пейзажах какие-то места – виды Дзержинска и Нижнего Новгорода – узнаются без труда, а о каких-то хочется спросить: «Где это?».
Отсутствие подписей к произведениям не столько освобождает творчество художника от литературности (которой оно и так не грешит), сколько делает выставку игрой в догадки.
Творческий облик мастера – результат долгих поисков
В экспозицию вошли произведения разных лет, свидетельствующие о том, что творческий облик мастера, каким мы его знаем сейчас, сложился не вдруг, а стал результатом долгих поисков.
Одна из ранних работ – акварель «Воскресенье» (1980) – представляет собой незатейливую сценку из сельской жизни: женщина с коромыслом, о чем-то разговаривающие мужики, играющая в хоккей детвора. Графическое начало преобладает, цвет аккуратно ложится в пределах контуров, пространство показано четко отделенными друг от друга планами.
Пожалуй, именно этот лист можно назвать «историей», поскольку автор выстраивает подробный рассказ об увиденном. Благодаря легкой стилизации форм обыденный мотив трактован с графичной элегантностью, но здесь еще нет тех приемов, той степени свободы и раскованности, что появятся в произведениях Еряшкина к началу 2000-х годов.
На творческом пути художника были и нарочито замысловатые по сюжету произведения, как большой и тщательно завершенный рисунок, образ которого совершенно не ясен без названия: огромный косматый пес, «прорастающие» из куста мужские головы и рука с кубком – то ли дурное сновидение, то ли бред…
Было и стремление эпатировать публику демонстративной богемностью, как в композициях «Типажи и персоны», одна из которых снабжена вполне постмодернистской сентенцией «Как только я начинаю думать, все идет прахом». Были и полуабстрактные образы, в которых формы словно случайно рождаются из замешанных в густую массу красочных пятен.
Затем мировосприятие художника становится спокойнее, гармоничнее и вместе с тем сложнее, из произведений уходит все показное и внешнее, технические приемы приобретают отточенность, не становясь при этом самоцелью.
Еряшкину удается найти баланс между следованием натуре и ее трансформацией, между конкретностью и символической ассоциативностью, обыденным и уводящим в мир воображения. Родился творческий метод, который можно назвать поэтическим реализмом.
Несомненным достоинством выставки является и то, что наряду с завершенными композициями показаны этюды. Как и должно быть, они очень конкретны, узнаваемы, выполнены лаконичными средствами, потому что их цель – фиксация определенного мотива.
При взгляде на них понимаешь еще отчетливее, насколько интенсивна духовная работа художника, преображающего реальные впечатления в субъективно прочувствованный образ.
Пейзажи Еряшкина – гармония и противоборство стихий одновременно
Степень преображения реальности в произведениях Николая Еряшкина варьируется в очень широком диапазоне. Среди его работ есть строго реалистические, с четко выявленной структурой пространства, ясностью форм, крепким рисунком. Таковы, например, нижегородские пейзажи.
В других случаях натурные впечатления служат лишь поводом, отправной точкой, как в акварели «Велосипедист». Лист разделен по диагонали на две примерно равные части: землю, на которой стоит мальчик с велосипедом, и то ли водоем, то ли открывающееся с высокого обрыва небо. Это даже и не важно.
Паренек смотрит в эту словно подернутую туманом бесконечность, и возникает ощущение, что он находится на границе двух миров - реального и вымышленного, будто вся эта цветовая стихия существует не на бумаге, а в воображении мальчика. Взгляд сверху усиливает впечатление грандиозности пространства, где герой произведения остался наедине с собой, а намеченные общей массой деревья и подчеркнутые энергичными ударами кисти голые ветви на первом плане, наоборот, придают этому пространству уютность, соразмерность человеку. Элементарный по своей простоте сюжет рождает множество ассоциаций, это уже не бытовая зарисовка, а подлинное философское стихотворение в красках.
Пейзажи Еряшкина – это почти всегда гармония и противоборство стихий одновременно. Теплый свет фонарей разгоняет мрак, который не хочет отступать и сгущается в силуэте монумента, тенях, ночном небе над ярко освещенными зданиями, отчего площадь Дзержинского выглядит и немного таинственно, и романтически взволнованно.
Потоки дождя заливают город, делая его почти бесцветным и призрачным, а строгая неоклассическая архитектура противостоит этому всеобщему растворению в дождевой пелене.
В бескрайнем просторе неба, подчинившего себе узкую полоску земли с деревенькой и темным силуэтом храма, разворачивается настоящая драма облаков, как бы напоминая о том, что в мире нераздельно слиты большое и малое, неизменное и изменчивое.
Не чужд художник и чисто современных мотивов: «Дзержинский порт» – одна из самых гармоничных и тонких по цвету работ на выставке.
Дар портретиста
Еряшкин обладает также незаурядным даром портретиста. Он всегда стремится подчеркнуть в модели самое существенное и характерное и вместе с тем показывает портретируемого в совершенно конкретный момент, так, что выражение лица – одновременно и сиюминутное и типичное для данного человека.
Один из старейших нижегородских художников, ныне уже покойный, Валентин Васильевич Любимов всем, кто его знал, запомнился именно таким: в надетом набок берете, со сдвинутыми на нос очками, внимательно-лукавым взглядом.
Еряшкин не боится вводить в портреты откровенно условные приемы. Изображая своего коллегу и друга Ивана Еськова, он использует коричнево-красные тени и зеленоватые рефлексы на коже, резкими цветными линиями обозначает складки на лбу.
Столь же разноцветны лицо и прическа в портрете Петра Засухина, однако это не выглядит ни вычурным, ни противоестественным. Оба произведения реалистичны в самом высоком смысле этого понятия: не фотографическое жизнеподобие, а раскрытие сути запечатленного человека.
В акварели работали и работают многие нижегородские художники.
Произведения заслуженного художника России Владимира Величко, председателя областного отделения Союза художников, по крупным размерам, насыщенности цвета и тщательной детализации будто соревнуются с масляной живописью.
Небольшие листы Александра Терентьева, наоборот, отличаются лаконичным рисунком, сделанным тончайшими линиями, и слегка размытыми пятнами цвета, отчего ландшафт кажется затуманенным легкой дымкой.
Сложные световые эффекты привлекают Владимира Рекина. Валерий Хазов пишет в традиции реалистического лирического пейзажа, вдохновляясь пушкинским Болдино и его окрестностями – своими родными местами.
Перечень имен можно продолжать долго. Еще больше художников обращается к акварели время от времени, для этюдов и подготовительных работ.
Николай Еряшкин принадлежит к тем сравнительно не многим мастерам, которые особенно хорошо чувствуют специфику этой непростой техники и умеют раскрыть ее во всей полноте выразительных возможностей. Он как будто и не стремится подчинить себе материал, а просто следует за его природными свойствами.
Знакомясь с выставкой, убеждаешься, что для этого художника акварель – гораздо большее, чем одна из живописных и графических техник. Это его мировосприятие.