Неброская красота графики
«Репортер» – о творчестве дзержинской художницы Клавдии Еськовой. Графика стала тем средством, которое способно лучше всего выразить ее мироощущение, ее удивительное умение замечать красоту и значительность самых малых и обыденных явлений действительности.
Для семьи дзержинских художников Еськовых 2019 год выдался трижды юбилейным. В январе 75 лет исполнилось Ивану Ивановичу Еськову – постоянному участнику городских и областных выставок, члену Союза художников России, преподавателю нижегородской Школы искусств и ремесел «Изограф». В мае настал черед отмечать красивую дату его супруге – замечательному графику Клавдии Петровне Еськовой. Наконец, в августе предстоит юбилей их сына Ильи, который в выборе профессии последовал примеру родителей и в настоящее время также является членом Союза художников. В сегодняшнем материале – рассказ о творчестве Клавдии Петровны Еськовой.
Ее профессиональные интересы всецело принадлежат графике. Плотная чернота туши на фоне светлого листа и нежная прозрачность акварели, мягкие бархатистые тональные переходы меццо-тинто и легкие и точные штрихи «сухой иглы» – художница мастерски пользуется выразительными возможностями различных техник рисунка и гравюры. Именно графика стала тем средством, которое способно лучше всего выразить ее мироощущение, глубоко лирическое и вместе с тем спокойно-сдержанное, ее удивительное умение замечать красоту и значительность самых малых и обыденных явлений действительности.
Все знакомые с Клавдией Петровной, должно быть, согласятся, что главными ее качествами следует назвать подлинную интеллигентность и скромность. Этими же чертами обладают и произведения художницы. В них нет ничего показного и вымученного, нарочитого, выставленного на показ. Среди ее рисунков и эстампов зритель не найдет ни пафосных и сложных композиций, ни экстравагантных изобразительных приемов, ни фантастического вымысла. Мотивы ее пейзажей и натюрмортов просты: деревья над заросшим ряской прудом, улица поселка с одинокой фигуркой велосипедиста и бегущей рядом собакой, букет полевых цветов в вазе. «Героем» произведения могут стать и лежащие на берегу лодки, и цветущая веточка шиповника, и головки чеснока.
Искусство Клавдии Еськовой окрашено задушевными интонациями и ненавязчиво напоминает нам очевидную, но часто забываемую истину: красота присутствует повсеместно, и, если присмотреться внимательнее, самое обычное и неприметное способно обернуться настоящим чудом. Не проглядеть его и бережно перенести на бумагу – драгоценный дар художницы. При этом она вовсе не стремится к одной лишь документальной фиксации натуры, а отбирает в наблюдаемом главное, прибегает, когда необходимо, к обобщению и условности.
Клавдия Петровна Еськова родилась 22 мая 1944 г. в Омске. После войны семья вернулась в Ростов-на Дону, где и прошло детство художницы. Окончила в 1968 г. художественно-графический факультет Краснодарского государственного педагогического института, работала учителем в школах, художником-конструктором в НИИ, преподавала рисунок на архитектурном факультете Ростовского инженерно-строительного института. В Дзержинске живет с 1977 г. С 1979 г. трудилась в Горьковском творческо-производственном комбинате; одной из основных ее работ стало оформление экспозиции отдела природы Дзержинского краеведческого музея. Преподавала в детской школе искусств № 5. Член Союза художников с 1997 г.
В огромном богатстве техник рисунка и печатной графики у художницы есть свои устойчивые предпочтения. Одно из них – тушь, приемы работы которой в листах К.П. Еськовой разнообразны. Во многих рисунках, сделанных кистью, используется контраст густого насыщенного тона и неокрашенной бумаги. Так, в композиции «В мастерской» (1982) центральное место занимает залитое светом окно, а интерьер с сидящей у стола женской фигурой изображен широкими заливками туши. Контраст черного и белого делает пространство комнаты немного уплощенным, но динамичным, и придает внешне спокойному образу нотки внутреннего драматизма, а букеты на фоне окна вносят элемент прихотливой орнаментальной декоративности. В пейзаже «Ранний снег» (2009) тушь, наоборот, нанесена легкими прикосновениями кисти и сгущается только в темных стволах деревьев на первом плане. Возникает эффект мягкого рассеянного освещения и пространственной глубины, усиленной дорожкой, которая плавно изгибается между деревьями, уводя за собой взгляд зрителя.
К числу лучших произведений художницы принадлежит «Лесной натюрморт» (1994, тушь, кисть). Замысел его одновременно оригинален и абсолютно естествен. Уверенными изящными линиями нанесены длинные иголки хвои, аккуратными плотными мазками изображены шишки. Предметы расположены так, что образуют компактную и ритмичную композицию, основанную на круговом движении, а нейтральный фон придает особую чеканную ясность природным формам.
Рисуя пером, Клавдия Петровна работает небольшими тонкими штрихами, постепенно уплотняя их в тенях и добиваясь тонкой передачи световоздушной среды. Именно так исполнен лист «Печерская слобода» (2006). Неширокая улица с окруженными зеленью деревянными домами подводит взгляд зрителя к пятиглавому храму с шатровой колокольней. Не тронутая штриховкой поверхность бумаги приобретает светоносность, и возникает ощущение солнечного летнего дня, наполненного тишиной и покоем. Время здесь течет неспешно, и сложно представить, что, поднявшись вверх по откосу берега, мы окажемся в современном и оживленном районе Нижнего Новгорода.
Владея различными способами гравирования на металле, Клавдия Петровна отдает предпочтение техникам сухой иглы и меццо-тинто. В первом случае с помощью специальной иглы на поверхность металлической пластины наносятся неглубокие линии, которые затем заполняются краской, и делается оттиск. Как и в классическом офорте, где используется травление кислотой, изображение получается сотканным из множества различных по форме и направлению штрихов, а насыщенность тона и плавная постепенность тональных градаций зависят от плотности штрихов и их глубины. Богатые возможности этой техники раскрыты в серии пейзажей «Горячий ключ». Пространство здесь то динамично развивается в глубину, подчеркивая стремительное движение велосипедиста («Утро»), то спокойно разворачивается слегка по диагонали, и так же не спеша идут школьницы с портфелями в руках («Улица Школьная»), или дерево-долгожитель с монументальным величием раскидывает свои могучие ветви («Старое дерево»). Созданные художницей образы проникнуты созерцательным настроением и особой эмоциональной теплотой; очень небольшие по размеру листы рассчитаны на неторопливое и внимательное рассматривание, любование буквально каждой линией.
Сухой иглой исполнена и серия «Маленькие натюрморты». Крошечные композиции – 9х11, 6,5х7 см – предельно просты и названия их говорят сами за себя: «Лесные орехи», «Семена», «Чеснок». Горизонтальные, вертикальные, наклонные штрихи пересекаются, становясь то плотнее, то разреженнее, свет трепетными бликами проходит по поверхности плодов, и возникает ощущение того, что становишься свидетелем какой-то скрытой от наших глаз, но очень важной и содержательной жизни. Глядя на эти листы, вспоминаешь, что для обозначения данного жанра, в отличие от привычного нам французского «мертвая натура», в английском, немецком и нидерландском (а именно в Нидерландах в XVII в. натюрморт приобрел самостоятельный статус и широчайшее распространение) языках существует словосочетание «тихая жизнь».
В меццо-тинто процесс изготовления печатной формы заключается в том, что специальным инструментом поверхности металлической пластины придается равномерная зернистость, и если на этом этапе покрыть ее краской, в отпечатке получится ровный черный тон. Затем другим инструментом в светлых местах поверхность металла выглаживается: там, где зерна сглажены немного, будет серый тон разной насыщенности; там, где надо получить белый, зерна убираются совсем. В результате главным выразительным средством в этой технике является тональное пятно, а не линии и штрихи. Меццо-тинто было изобретено в Голландии в середине XVII в. и получило широкое распространение в Европе в следующем столетии.
Блестящим примером произведений К. П. Еськовой в этой технике может служить серия «Гороховец». Ей удалось создать свой, узнаваемый образ города, привлекающего многих художников. В миниатюрных изображениях, размер которых по большей стороне чуть превышает 10 см, автор достигает подлинной монументальности, к лирическому началу присоединяются эпические ноты. С высоты открываются серебристая полоска Клязьмы и заречные просторы, где среди лугов и перелесков белеет Знаменский монастырь («Над Клязьмой»). В другом листе без труда узнается величаво стоящая на возвышенности Троице-Никольская обитель; объемы храма и колокольни четко видны на фоне неба, половину которого уже заняла надвигающаяся на город, грозно клубящаяся туча («Перед грозой»). Гармония архитектуры и ландшафта, ощущение совершающейся в природе напряженной жизни – так можно сформулировать образную тему этой композиции.
Будучи лириком по мировосприятию, К.П. Еськова редко обращается к драматичным сюжетам, но и в этих случаях художницу ждет удача. Так, один из листов серии «Нижегородский кремль» (1985, меццо-тинто) называется «Память о подвиге тыла». Автор соединяет здесь прошлое и настоящее: вдоль кремлевской стены разместилась выставка производившейся в городе военной техники, а темное небо освещают падающие ракеты и резко прочерчивают узкие лучи прожекторов, создавая тревожное настроение и напоминая о буднях войны.
Еще одна грань дарования художницы – тонкое чувство цвета – раскрывается в акварелях и гуашах. Чаще всего это простые по мотивам пейзажи и натюрморты с букетами цветов. Эти внешне скромные работы обладают не меньшим поэтическим обаянием, чем рисунки и гравюры. Приемы их колористического решения весьма многообразны. Оно может строиться на гармонии теплых и холодных оттенков, как в листе «Осенняя пора» (2009, гуашь) с сопоставлением золотисто-желтой и оранжевато-коричневой листвы с пасмурным небом, на нюансах всего лишь нескольких красок, как в «Ветке шиповника» (2000, акварель), или же приобретать подчас декоративное звучание.
Не важно, знакомитесь ли вы с новыми работами художницы или просматриваете репродукции уже неоднократно виденных листов, вас будет сопровождать чувство радостного удивления и открытия чего-то нового. Произведения Клавдии Еськовой предполагают неспешный и вдумчивый диалог со зрителем и щедро вознаградят удовольствием общения с истинным искусством.
Сергей АКИМОВ, кандидат искусствоведения.