Миссия выполнима?
Глава города Сергей Попов о деятельности Общественного совета и Общественной палаты Дзержинска.
То, что мы видим, во многом зависит от того, куда мы смотрим. Следовательно, для получения более-менее объективной картинки необходимо, чтобы одно и то же событие, проблема были «осмотрены», изучены с разных сторон.
Не исключено, что в том числе и для этого, нередко по указанию сверху, у нас в государстве создаются последнее время повсеместно разного рода общественные институты. Фронты, палаты, советы… Причем с целым рядом официально узаконенных полномочий вплоть до контроля за властью.
Вроде бы это все неплохо. Однако, глядя на нагромождение этих институтов, вспоминается «крылатое»: «лучше меньше, да лучше»…
Отвечают ли многочисленные общественные образования именно на них возложенным конкретным миссиям? Не дублируют ли друг друга, тем самым в определенной мере дискредитируя саму идею их высокого предназначения, значимость и, следовательно, подрывая авторитет общественности в целом?
Наверное, где как. Но нас-то интересует, прежде всего, наш город.
В Дзержинске есть Общественный совет и Общественная палата. Непосредственное участие в их формировании принимал глава города Сергей ПОПОВ. С ним мы и поговорили о том, соответствуют ли эти местные общественные институты своему предназначению, прислушиваются ли к ним представители власти, действительно ли они работают на пользу городу или всего-навсего функционируют?
– Сергей Вячеславович, не многовато ли для такого города, как наш Дзержинск, двух хоть и общественных, но все-таки идентичных структур?
– Почему вы считаете, что они идентичны? Я бы так не сказал. Давайте посмотрим на их предназначение.
Функции совета заключаются уже даже в его названии. Этот общественный институт является своего рода посредником между властью и горожанами и, исходя из этого, строит свою работу. Члены совета, опираясь на сигналы общественных организаций, трудовых коллективов, то есть на общественное мнение, определяют для себя наиболее значимые городские проблемы, изучают их, обсуждают в своем кругу, ищут возможные пути решения и предлагают их власти.
Иногда просто указывают нам, что назревает такая-то проблема, которую мы не замечаем, и настоятельно рекомендуют обратить на нее внимание.
Общественная палата – совершенно другой орган, с другими функциями, созданный на основе Закона об общественном контроле. Ее главная миссия – контроль над деятельностью органов власти, над правильностью принимаемых ими решений и надлежащим исполнением законодательства…
Члены палаты по вопросам, входящим в их компетенцию, могут общаться с любым представителем органов местного самоуправления. Они вправе запрашивать интересующие их документы, изучать их, делать по ним свои заключения и в случае обнаружения каких-либо нарушений выходить со своими претензиями по мере необходимости на главу администрации, в правительство, к губернатору, в прокуратуру…
– Ну и как, на ваш взгляд, местные совет и палата со своими обязанностями справляются?
– Наверное, наиболее плотно у меня построена работа с Общественным советом. Его полное название – Общественный совет при главе города, и мы с ним тесно взаимодействуем, координируем работу. Я принимаю участие в заседаниях совета.
– Что значит – координируете работу? Уж не диктуете ли членам совета, что им делать?
– Даже мыслей таких нет. Не для этого мы совет создавали. Это с одной стороны. А с другой – там в большинстве своем подобрались энергичные, опытные, инициативные, авторитетные люди, мнение которых интересно, к нему стоит прислушаться.
Что же касается координации работы… Понимаете, у общественников могут возникнуть вопросы по той или иной проблеме, и они начнут изучать ее, тратить на это силы и время, а может оказаться, что на уровне власти она уже изучена, решение по ней принято, а они об этом просто не знали. Чтобы такого не происходило, мы на президиуме совета согласовываем предварительно действия, чтобы не делать то, что уже сделано. Члены совета делятся со мной своими планами, а я говорю им, что действительно требует их вмешательства и помощи, а что уже проработано и ждет своего часа.
В свою очередь я тоже нередко выхожу на совет с теми или иными идеями, чтобы узнать: интересны они горожанам или нет, нужно их реализовывать или лучше сосредоточиться на чем-либо другом. Например, надо ли наводить порядок в дендрарии, надо нам ремонтировать бульвар Химиков или не надо, надо делать пристрой ко Дворцу детского творчества или нет, либо муниципальные деньги лучше потратить на что-то другое. То есть мы, по сути, обсуждаем возможное вложение муниципальных средств во что-то, возможные изменения чего-то. Поэтому, благодаря такой вот обратной связи с Общественным советом, власти легче держать руку на пульсе всего происходящего в городе, знать общественное мнение и правильно формировать первоочередные задачи.
Так вот, если оценивать работу нашего Общественного Совета, то я ей доволен. За год на совете поднималось немало серьезных вопросов, некоторые из них обсуждались на заседаниях Городской думы и нашли отклик у депутатов. Так по инициативе совета на ремонт малой чаши бассейна было выделено одиннадцать миллионов рублей. Обратили члены совета внимание властей и на ситуацию в краеведческом музее. Сейчас, например, они всерьез обеспокоились и обеспокоили нас тем, что делается и не делается в городском парке.
– Так, может быть, по такой же схеме оцените и работу Дзержинской палаты? Что вам мешает?
– Понимаете, я принимал участие в формировании палаты (первые двенадцать человек). Дальше этот общественный институт, образно выражаясь, отправился в самостоятельное, независимое как-либо от местных властей плавание.
Он работает на основании федерального закона, которым Палате предоставлены серьезные, широкие контрольные полномочия, – берите и пользуйтесь. Это общественная структура, созданная на общественных началах. Как они работают – это определяют их внутренние убеждения и устремления, понимание цели той общественной деятельности, которой они занялись. Мы не вмешиваемся в их работу, а можем в ней лишь участвовать как приглашенные.
– И тем не менее: хоть какой-то контроль со стороны палаты есть, вы его ощущаете? Исходя из этого, можно сделать хоть какие-то выводы и о ее работе.
– У меня и, думаю, у большинства горожан на слуху две темы, которые активно обсуждались представителями нашей палаты за время ее работы. Первая тема касалась отмены трамвайного движения в Дзержинске…
– А смысл толочь воду в ступе и после драки продолжать бряцать доспехами: ведь как ни жаль трамвая, обратного пути уже нет?
– Это вопрос не ко мне.
А вторая тема, заинтересовавшая членов палаты, касалась инициативы по изменению герба нашего города. К слову, в связи с этим я проводил совместное совещание с членами и палаты, и совета, и с представителями прокуратуры. В итоге такого широкого обсуждения мы пришли к определенному компромиссу.
– Но разве даже те вопросы, которые вы упомянули, имеют непосредственное отношение к полномочиям палаты, то есть к контролю? Это, скорее, полномочия совета. А где же контроль? На это не хватает компетенции, смелости?
– Я так не думаю. Понимаете, палата – для нас дело новое. До этого на уровне города подобного общественного института не существовало. Первый же блин, как известно, всегда очень сложный. Поэтому мы очень серьезно подходили к формированию палаты, подбирали туда людей, наделенных навыками и качествами, необходимыми для работы как раз в такой общественной структуре.
Вы посмотрите, кто у нас вошел в состав палаты. Это в большинстве своем не просто люди с активной жизненной позицией, имеющие свою точку зрения на происходящее. Они в основном критично настроены по отношению к власти. Это и Сопин, и Чесноков, и Соловьев, и Чендырин…
Кроме того, у многих из членов нашей палаты есть личный опыт работы в структурах власти – и в исполнительной, и в представительной. То есть они знают ее изнутри. Есть и опыт политической борьбы… Так кому, если не им, работать в палате и не голословно на митингах критиковать власть, а профессионально контролировать нас, давать свои пускай критические, но основанные на цифрах и фактах заключения и обращаться с ними в соответствующие органы.
Правда, на это требуются большие затраты и сил, и энергии, и времени – это же очень серьезная нагрузка, по сути, вторая работа, только на общественных началах. Возможно, некоторые люди, соглашаясь на работу в палате, не совсем понимали это, представляли ее деятельность несколько иной…
– Менее кропотливой, но более громкой и публичной?
– Возможно. Но в целом для выполнения миссии, возложенной именно на Общественную палату, у дзержинцев, входящих в нее, я не сомневаюсь, потенциал очень большой – было бы желание. А если вы, Алла, считаете, что они занимаются не совсем тем, чем должны, и вас интересует, почему сместили приоритеты, – думаю, вам лучше обратиться за разъяснениями непосредственно в палату.
– И все-таки не могу не вернуться к началу нашего разговора: столь ли необходимо сегодня нагромождение различных общественных структур, оправдывают ли они себя? Может, лучше меньше, да лучше?
– Ну, во-первых, не нами это придумано. А во-вторых, еще прошло не так много времени с тех пор, как в нашем городе действуют Общественные совет и палата, и поэтому делать серьезные выводы: оправдана ли работа сразу двух общественных структур, отвечают они возложенным на них задачам или не отвечают, я думаю, еще рано. При этом не будем забывать, что многое зависит от активности и жизненной позиции людей, которые там работают.
Алла ЕГОРОВА.