Место, где учатся быть родными
Знакомство со школой замещающих родителей случится непременно, если желание взять приемного малыша в семью действительно велико.
Если ты ребенок, то тебе нужно быть очень смелым. Большой и страшный мир работает по законам, о которых ты ничего не знаешь. Единственное, что по-настоящему поддерживает тебя и дает уверенность, – это твоя семья. И если ты ребенок, то главный твой страх – одиночество.
Вероятно, поэтому раздел сайта Дзержинского санаторного детского дома, посвященный школе приемных родителей, так и начинается: «Максимально спокойны в себе те дети, которые всегда уверены, что мама скоро вернется».
Знакомство со школой замещающих родителей (ШЗР) случится непременно, если желание взять приемного малыша в семью действительно велико. Отдел опеки, попечительства и усыновления городской администрации обязательно направит туда каждого потенциального родителя и без свидетельства об окончании обучения своего согласия на усыновление не даст. ШЗР – это исполнение приказа региональных министерств образования и социальной политики. И одновременно – гарант того, что родители получат начальные знания о детях, которые испытали боль сиротства.
К сожалению, бывает, что приемные мама и папа вынуждены вернуть малыша в детский дом. Иногда (редко) это происходит в силу обстоятельств, которые нельзя изменить. И тогда разлука становится единственно верным решением. Но гораздо чаще самая вероятная причина – неподготовленность семьи к проблемам, которые ее ожидают.
Школа существует, чтобы объяснить родителям: они могут справиться с трудностями, главное – быть твердыми в своем намерении принять малыша в семью. «Побудить родителей еще раз задуматься над тем, действительно ли они хотят взять на воспитание сына или дочку – самое важное в моей преподавательской работе», – поделилась с «Репортером» психолог Дзержинского санаторного детского дома и педагог школы Ирина Викторовна Ивушкина.
Свою образовательную деятельность ШЗР дзержинского санаторного детского дома начала в 2008 году. Наряду с их школой в нашем городе существовала еще одна на базе Центра психолого-медико-социального сопровождения. Но сейчас санаторный детский дом стал единственным местом обучения, поэтому обращаться туда следует по возможности заранее, ведь желающих много. По словам Ирины Викторовны, в группы на декабрьские занятия люди записывались еще в августе.
Необходимость обучения в школе замещающих родителей становится еще острее, если принять во внимание, что в 2013 году в нашей области отменили систему патронатного воспитания. Патронат – это такая форма устройства ребенка в семью, при которой полномочия между приемными родителями и детским домом делегируются. Заключается трудовой договор, согласно которому мама и папа становятся сотрудниками детского дома. Ребенок живет и воспитывается в семье, но юридическая ответственность остается на плечах директора учреждения. Таким образом, детский дом ощутимо поддерживает приемную семью.
В нашем Нижегородском регионе этот формат работал хорошо. И неудивительно, что после его отмены практически все дети, находившиеся на патронатном воспитании, остались в семьях, которые их опекали. А теперь любой желающий стать приемным родителем, по сути, остается один на один со всеми тонкостями системы устройства малыша в семью. Ему (родителю) эти тонкости кажутся неведомыми и даже пугающими.
Вот для чего нужна школа – приемным семьям необходима помощь знающих и чутких специалистов.
Занятия в ШЗР проводят психолог Ирина Викторовна Ивушкина, консультант Отдела опеки, попечительства и усыновления городской администрации Венера Умяровна Нуреева и главный врач городского дома ребенка №2 Михаил Генрихович Бушуев. Руководит школой заместитель директора по социально-психологической работе Ольга Владимировна Бахарева.
Занятия посвящены отличительным чертам мировоззрения детей-сирот, формированию генетических склонностей и юридическим подробностям оформления приемной семьи. Основной лекционный блок – психологический. Занятия бесплатны и длятся 2-2,5 месяца.
«Мы хорошо объясняем особенности наших детей: почему они другие и почему ведут себя именно так, а не иначе. Люди получают знания, которые будут очень полезны первое время», – рассказала Ирина Викторовна.
Некоторые упражнения обращены к внутренним ценностям и мотивам родителя. Без этого человеку трудно понять, готов ли он создать приемную семью. В основном «школьники» – это пары, которые по разным причинам не могут иметь детей, либо родственники малыша-сироты, которые желают стать его опекунами. Порой среди пар оказываются супруги, которые потеряли собственного ребенка, и некоторые «уроки» невольно заставляют их снова переживать свою утрату.
Бывает, люди с трудом сдерживают слезы. Выходят из кабинета, делают глубокий вдох и успокаиваются, а затем возвращаются к упражнению. Для многих эти занятия по-настоящему интересны, поэтому они быстро втягиваются в процесс и начинают ходить в школу с искренним желанием стать ближе новому члену своего семейства.
В прошлом году в школе Дзержинского санаторного детского дома прошли обучение 64 человека. Тех, кто не справился с собой и вернул приемного сына или дочку обратно, среди «выпускников» нет. Однако и приемными родителями стали не все.
«И хорошо, что не все. Значит, в нашей работе есть смысл, – уверена психолог Ирина Ивушкина. – Решение должно быть окончательным. Если вы не готовы стать для малыша мамой и папой, то есть самыми родными людьми на свете, то лучше отказаться от этой идеи. Ребенку нужно быть уверенным, что его будут любить и больше никогда не оставят одного».
Школа приемных родителей Дзержинского санаторного детского дома находится по адресу: улица Буденного, 20. Контактный телефон: 8 (8313) 20-54-62.