Лирические пейзажи Юрия Бурова
Незадолго до новогодних праздников в Нижнем Новгороде открылась персональная выставка известного в городе и регионе художника, преподавателя Нижегородского художественного училища Юрия Михайловича Бурова.
Она разместилась в школе искусств и ремесел им. А.С. Пушкина «Изограф» и включила около тридцати произведений, созданных на протяжении долгого времени – от второй половины 80-х годов, когда мастер вступил в пору творческой зрелости, до последних лет. Все они принадлежат к жанру лирического пейзажа и демонстрируют неизменную приверженность автора реалистической традиции отечественного искусства.
Пейзажная живопись – лишь одна, пусть и чрезвычайно важная, из граней таланта Юрия Бурова, чьи профессиональные интересы весьма многообразны. Он с успехом занимается иконописью и другими сферами церковного искусства. По его проекту в Балахне, в микрорайоне Правдинске, сооружена деревянная часовня в честь св. Александра Невского, оцениваемая специалистами как один из самых оригинальных и красивейших современных храмов в Нижегородской митрополии. (В качестве иконописца трудится и супруга Юрия Михайловича Татьяна Михайловна Бурова (член Союза художников, как и муж), ориентирующаяся в своем творчестве на строгое следование канону и иконописной классике XV-XVI столетий.) В качестве члена правления Нижегородского областного отделения Союза художников Буров в течение многих лет вел активную общественную работу, направленную на поддержку начинающих художников, был устроителем и куратором молодежных выставок. С 1992 года он преподает в Нижегородском художественном училище, и не одно поколение выпускников с благодарностью вспоминает не только уроки мастерства, полученные от Бурова, но и его мудрость, преданность профессии, убежденность в высоком предназначении художника. «Целостность натуры Юрия Бурова, его целеустремленность и ответственность, как в зеркале, отражаются в его произведениях, в его образе жизни, в его отношении к делу, людям и искусству», – с этими словами нижегородского искусствоведа Натальи Квач нельзя не согласиться.
На первый, беглый взгляд живопись Юрия Бурова может показаться несколько однообразной. Однако стоит внимательнее присмотреться к его произведениями, и это поверхностное впечатление исчезнет, перед зрителем предстанет целый мир образов, таких простых, знакомых и вместе с тем свежо и тонко раскрывающих красоту привычных мотивов. Здесь нет бросающихся в глаза эффектов, неожиданных пространственных решений или нарочитых цветовых сочетаний. Искусство Бурова сдержанно по эмоциональной окраске, но за этим стоит понимание художником красоты и ценности каждого, даже самого малого, фрагмента окружающей действительности. Художник не стремится выделиться, чем-то поразить зрителя, а смотрит на мир спокойным и незамутненным взглядом и уверенно передает этот взгляд в традиционных реалистических формах.
Юрия Михайловича не назовешь экспериментатором и новатором. Он – в самом благородном значении этого понятия – хранитель традиции. Потому так уместна и поучительна экспозиция его работ в художественной школе. Эстетическая сила реалистического искусства, его неисчерпаемый потенциал в том и заключается, что жизнь предлагает художнику бесконечное множество образов, подсказывая приемы их воплощения, и каждый может найти в этой симфонии собственный голос. Правда, сделать это бывает порой гораздо сложнее, чем поражать публику якобы невиданными экспериментами. Необходимы крепкая профессиональная подготовка, ясное понимание своих творческих (именно творческих, а не коммерческих и рекламных!) целей, умение не гнаться за модой и не размениваться по мелочам. Искусство Юрия Бурова, безусловно, обладает своей особой интонацией.
Художник родился в январе 1948 года в Борском районе нашей области. В 1972 году он окончил Горьковское художественное училище, в 1978-м – Всесоюзный государственный институт кинематографии. Как отмечает Наталья Квач, ранним произведениям Бурова свойственна острота пластических и цветовых решений, что характерно для художников кино. В дальнейшем же эти качества сменились живописной мягкостью в моделировке форм, тонкостью палитры, лиричностью настроения. Было бы чрезвычайно интересно проследить, как происходили данные изменения, но работы 70-х и начала 80-х годов художник решил не вводить в экспозицию. В 1982 году Буров стал членом Союза художников России. Начиная с 1979 года, его произведения неоднократно экспонировались на областных, зональных, всероссийских выставках, опубликованы в ряде искусствоведческих изданий. (Уместно сделать оговорку: во избежание расхождений в каталожных данных работ в этой статье приведены названия и даты, указанные автором.)
Самой ранней из представленных на выставке является картина «Золотой август» (1985 г., ДВП, масло), очень простая по мотиву: поле, голубая полоска леса вдали, облачное серое небо. Столь же лаконичны выбранные художником выразительные средства: пространство спокойно уходит в глубину, краски, сопоставленные по тепло-холодности, образуют неяркий, но гармоничный аккорд, и все оживлено рассыпанными на фоне охристой нивы, словно брызгами, пятнышками васильков. Богатством и свежестью цвета выделяются два пейзажа, изображающие храм в деревне Спирино. Художник не стремится с фотографической точностью воспроизвести ландшафт, но, показывая по-разному один и тот же мотив, создает образы, различные по настроению. В работе «Весна в Спирино» (1989 г., картон, масло) все залито светом, высокое ясное небо отражается в лужах на размокшей дороге, деревья подставляют солнцу еще не одевшиеся листвой ветви. Здесь не происходит никакого действия и композиция статична, но переливы цвета и маэстрия раскованного, свободного мазка сообщают образу внутреннюю динамику, ощущение безоблачной радости. В картине «Весна в деревне Спирино. Закат» (1989 г., картон, масло) тот же храм показан с противоположной стороны, издалека; появляется открытое пространство, свет становится мягким и словно окутывающим предметы. Здесь больше созерцательности, впечатления хрупкой гармонии и тишины, и только суетящиеся на огороде грачи нарушают этот завораживающий покой.
Пару составляют и картины «Серый день на Мсте» и «Первый снег на Мсте» (обе – 1991 г., холст, масло). В первой из них пространство четко делится на три плана: берег с мостками, у которых привязана лодка, величаво-спокойная гладь воды и противоположный берег с домами и высокими деревьями. Все выглядит вполне естественно и вместе с тем тщательно продумано по законам зрительного восприятия. Бережное отношение к натуре не означает для художника слепой зависимости от нее. Тропинка, идущая вдоль нее низенькая ограда, мостки – диагонали, уводящие взгляд зрителя в глубину, а хрупкий кустик у воды, веточки которого ажурно рисуются на ее фоне, – деталь, подчеркивающая масштаб и позволяющая избежать пустоты. Во второй работе большую роль играет разнообразный, фактурный характер густого, плотного мазка, передающего рябь на стылой воде, прикрытую снегом пожухшую траву, еловые лапы.
Композиционные решения в произведениях Юрия Бурова весьма разнообразны. Довольно большой холст «Субботний день» (2017 г.) построен на равноправии изображенных элементов. Баньки на окраине деревни, идущие по тропке женщина с девочкой, деревья, кажущиеся еще выше оттого, что их кроны срезаны рамой, – все одинаково важно и образует уравновешенную, строго выверенную композицию, в которой обыденный мотив приобретает оттенок едва ли не монументальной значительности. Почти монохромный колорит картины выдержан в благородных, тонко разработанных градациях серого, в который вкраплены охристо-желтые пятнышки кое-где оставшейся листвы и сложенных у бани поленьев.
Обращается художник и к архитектурным мотивам, однако самоцелью для него вовсе не является их документально точная фиксация. В пейзажах Бурова старинные храмы и монастыри предстают как органичная среда, в которой протекает повседневная жизнь людей. Мастер смотрит на памятники древнерусского зодчества глазами не исследователя и тем более не праздного туриста, а человека, для которого эти постройки – нечто привычное и вместе с тем очень дорогое. Он неизменно подчеркивает гармонию архитектуры и природы. Таковы виды Печерского монастыря в Нижнем Новгороде. На полотне «Дождливый день в Ростове Великом» (2008 г.) великолепный ансамбль Ростовского кремля предстает не в парадном, а в будничном облике. Он показан не от Соборной площади, а со стороны близко подступающей к стенам жилой застройки. Крепостного характера стены с башнями и виднеющиеся из-за них храмы словно добрые соседи уживаются с деревянными избами и огородом, темная сырая земля которого занимает почти весь первый план. Плотный, насыщенный влагой воздух приглушил все краски, сделал их сочетания мягкими и сложными, белые стены и церкви приобрели тепловатые оттенки. Наследие прошлого и нынешний незамысловатый быт, всемирно известные произведения архитектуры и ничем не примечательная повседневность предстают как единый поток жизни, отчего пейзаж приобретает характер ненавязчивого приглашения не только полюбоваться, но и поразмышлять.
Если в этом полотне зритель может увидеть нотки меланхолической задумчивости, то картина «Веранда» (2017 г., холст, масло) – зримое воплощение абсолютно безмятежного счастья. Просторная остекленная веранда, сад с цветущей сиренью, девушка в белом платье, занятая составлением букета, – все погружено в атмосферу света, радости и гармонии. Отчасти это произведение напоминает усадебные и дачные интерьеры художников начала ХХ столетия – С.Ю. Жуковского, С.А. Виноградова – с их темой домашнего уюта и ничем не омраченного течения бытия. Между интерьером и внешним пространством нет резкой границы: ведущие в сад двери широко распахнуты и словно приглашают прогуляться. В цветовом строе полотна нет ни одного темного мазка. Художник запечатлел одно из тех мгновений, когда состояние природы и настроение человека полностью созвучны и обыденное превращается в глубоко поэтический образ.
Сергей АКИМОВ, кандидат искусствоведения.