Куда поедем?
Эксперты Интеллектуально-делового клуба задались вопросом: какой должна быть стратегия развития городской транспортной системы на ближайшие несколько лет?
Вопрос этот не так прост, как могло бы показаться. В стратегии развития города до 2030 года «эволюция» транспортного благоустройства упоминается наряду с другими важными направлениями роста, но не рассматривается детально. Четкого видения того, в каком направлении двигаться, нет. А точки зрения в отношении расстановки приоритетов разнятся.
Разберитесь с экономикой
Так, экс-мэр Дзержинска, автор стратегии развития города до 2030 года Виктор Портнов полагает, что деградирует не столько муниципальный транспорт, сколько система управления муниципальными предприятиями вообще. «Вся проблема в кадрах. Сменилась власть в городе – сменился и руководитель МУП. Из-за этой порочной практики у руля находятся люди, не знающие своего дела. В итоге мы имеем отсутствие нормальных, конкретных программ и проектов... И денег в бюджете нет. А без финансов не может быть никакой стратегии развития транспорта», – заявил Виктор Портнов.
Он добавил, что в данный момент руководству города следует обратить внимание на задачи, которые надо решать в срочном порядке. Одна из них – изрядный возраст подвижного состава МУП «Экспресс». «Понятно, что город закредитован, ведь сейчас кризис. Но я думаю, что все же необходимо «пойти на дефицит» – взять еще около 30 миллионов рублей, чтобы купить городу новые автобусы и троллейбусы», – рекомендовал автор стратегии-2030.
По его мнению, планировать и думать о завтрашнем развитии городской транспортной системы можно только после того, как будут решены локальные проблемы и в городской казне появятся хоть какие-то деньги.
Транспортный баланс
В свою очередь руководитель инициативной группы «Дзержинцы за трамвай» Андрей Блохин уверен: без стратегии Дзержинск рискует оказаться в очень опасной ситуации. При этом в центре будущей концепции должно быть благополучие общественного транспорта. Прежде всего – трамвая.
Город подвержен автомобилизации, которая, по прогнозам общественника, год от года будет только расти. Пассажиры автобусов и троллейбусов все охотнее обзаводятся личными авто. Общественный транспорт теряет выручку и стоит в пробках, усугубляя статистику недовыполненных рейсов. Растет количество ДТП. Состояние дорог от происходящего тоже не становится лучше.
По расчетам общественников, расширение дорог не приведет к избавлению от пробок, поскольку дело вовсе не в размере автотрасс, а в растущем потоке машин. Разгрузить улицы, пересадив людей на общественный транспорт, не получится, пока его развитие не станет для городских властей приоритетным. «Очень важный момент для будущей стратегии – соблюдение баланса между личным и общественным транспортом. Достичь этого баланса поможет восстановление в городе трамвайного движения», – сказал Андрей Блохин.
По его данным, трамваем пользовались лишь 11% жителей города. Однако у трамвая есть неоспоримое преимущество, о котором, как считает общественник, мы все еще вспомним в ближайшем будущем, когда автомобилизация достигнет масштабных размеров, – трамвайные пути можно физически выделить из транспортного потока. Автобусы и троллейбусы этим плюсом не отличаются.
«Если сегодня сохранить трамваи нельзя, то необходимо в стратегии развития городского общественного транспорта предусмотреть «консервацию» трамвайного движения с сохранением всех землеотводов под трамвайными путями. Это очень важно, потому что придет время, когда нужно будет его возрождать по опыту зарубежных городов», – предупредил Андрей Блохин.
В качестве примера он привел бельгийский город Льеж, в котором в настоящий момент ведется борьба за возвращение трамвая. «Серьезной противостоящей силой являются автомобилисты, которые вдоль дорог устроили парковочные карманы, мешающие проложить трамвайные пути. Но льежский муниципалитет поддерживает идею восстановления трамвайного движения, потому что понимает, что трамвай поможет снять с дорог транспортную нагрузку… К этому же самому придем и мы», – убежден общественник.
Частник наведет порядок
Многие участники обсуждения сошлись во мнении: с общественным транспортом в городе стало туго. Но были среди них и те, кто категорически не согласился с этим утверждением. Так, приглашенные на заседание предприниматели считают, что с маршрутами, которые обслуживаются частными перевозчиками, проблем нет. И значит, для города было бы лучше передать весь транспорт в руки бизнеса.
«У нас в городе спрос превышает предложение. Транспортная система города расчерчена до такой степени, что из одного конца в другой можно доехать без пересадок. Трудности у нас не с транспортом, а с одним конкретным предприятием – МУП «Экспресс», которое неэффективно работает», – подчеркнул индивидуальный предприниматель Сергей Лазарев.
С этим утверждением согласились и другие представители частных транспортных компаний. «Предприниматели не получают многомиллионных дотаций из бюджета. Мы работаем за свой счет. При этом несем на себе и социальную нагрузку, которую город переложил на нас, когда отказался от большинства маршрутов. Мы – самые социально ответственные. А муниципальная форма управления неэффективна», – констатировал глава ООО «Континент» Владимир Бажмин.
«Чтобы в этом убедиться, достаточно посмотреть на результаты работы МУП, – добавил его коллега, директор ООО «Транслайн» Владимир Сидоров. – Выручки – никакой. Пассажиры – жалуются. Постоянно появляется информация о крупных долгах. При этом из бюджета города предприятие по первому зову получает многомиллионную поддержку. Понятно, что муниципальный транспорт должен в первую очередь обслуживать льготные категории. Но при тех дотациях, которые он получает, можно ж было хотя бы «в ноль» его вывести? Я думаю, что можно. Все дело в неэффективном управлении».
С точки зрения главы «Транслайна», руководство частной организации не станет попустительски относиться к своему делу. Напротив, оно будет стараться работать на его благо. «Обратимся к опыту других российских городов: в Ярославской области давно ушли от муниципального транспорта, там акционерные общества. И в Семенове акционерные общества, и в Красных Баках. Частник бережливее будет относиться к своему имуществу. А муниципальное – это ничье», – сказал Владимир Сидоров.
А слушать-то и некому…
Между прочим, на заседание пригласили представителей власти. Среди них, например, глава администрации города Виктор Нестеров, бывший начальник дзержинского управления транспорта и связи Дмитрий Волокушин, председатель Общественного совета при главе города Валерий Чумазин. Вот только никто из них не посчитал нужным поучаствовать в разговоре.
«Надеемся, озвученные мысли все же дойдут до руководителей города», – отметила в завершение заседания председатель клуба, руководитель ООО «Завод герметизирующих материалов» Галина Савченкова.
Наталья СЛЕПНЕВА.