Кто в городе хозяин?
Депутатам новой Гордумы предстоит принять несколько важнейших для Дзержинска решений.
Избрание Городской думы нового созыва – безусловно, важная веха в политической жизни города, ведь речь идет о формировании высшего органа власти муниципалитета.
С 2012 года Дзержинск – это такая парламентская республика в миниатюре, где представительный орган не только нормотворчеством занимается, но и определяет состав органов исполнительной власти. Именно депутаты теперь избирают главу города, участвуют в избрании главы администрации и, в конце концов, утверждают его кандидатуру.
И если глава города, как ни крути, во многом фигура номинальная, то глава администрации – человек, наделенный немалыми полномочиями, от деятельности которого напрямую зависит состояние нашего городского хозяйства, а значит, и условий нашей жизни. Здесь нельзя ошибиться.
А потому избирателям неплохо было бы поинтересоваться у приглянувшихся кандидатов в думцы, на основании каких критериев они собираются принимать решение.
Дурной пример
Что касается предыдущих выборов главы администрации, которые состоялись в самом конце 2012 года, то они, на мой взгляд, если и могут служить каким-то примером, то лишь того, как делать не следует.
Напомним, тогда заявки на участие в конкурсе на замещение вакантной должности, образовавшейся после отставки мэра города Виктора Сопина, подали семь человек, причем пятеро буквально в последний день. А чуть ранее группа народных избранников направила обращение губернатору Валерию Шанцеву, в котором предложили рассмотреть кандидатуру регионального министра госимущества и земельных ресурсов Александра Макарова на пост главы городской администрации. Валерий Павлинович деликатно отказался.
Сам же конкурс проходил так: кандидаты с трибуны расхваливали свои программы, в которых буквально за два года обещали сделать из Дзержинска цветущий рай, а один не то в шутку, не то всерьез предложил сделать из него «город-склад».
С моей точки зрения, при назначении сити-менеджера нужен принципиально иной подход к делу. Для начала новому депутатскому корпусу неплохо было бы самому определиться с первоочередными задачами, которые стоят перед исполнительной властью города, и выбирать целенаправленно того специалиста, который предложит оптимальный вариант их решения.
И тот факт, что Дума – орган коллегиальный, даже неплохо. В спорах, как известно, рождается истина. Например, депутат Валерий Артамонов не раз высказывал мысль о том, что от исполнительной власти в нынешних условиях требуется прежде всего наполнить муниципальный бюджет деньгами: увеличить доходы, сократить неэффективные расходы, а уж куда потратить средства, всегда найдется. У кого-то, может быть, другой взгляд на эту проблематику. Но выработать какое-то совместное решение не так уж сложно, механизм давно отработан.
Какой спрос?
Другое дело, что у дзержинских депутатов практически нет прямых рычагов воздействия на уже избранного главу администрации, возможности контроля ограничены. И эту ситуацию практически невозможно изменить на месте – таково федеральное законодательство, явно не балующее местные представительные органы полномочиями. Самым лучшим, самым действенным рычагом мог бы стать ограниченный годом или двумя годами срок контракта с главой администрации. Тут и придумывать ничего не надо. Не справился – до свидания, выбираем другого.
Но не тут-то было. Глава администрации, как сказано в статье 60 городского Устава (принятой, в свою очередь, на основе части 2 ст. 37 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ»), назначается «на срок полномочий Городской Думы», принявшей соответствующее решение, но не менее чем на два года. То есть этой осенью главу исполнительной власти будут утверждать на 5 лет вперед.
Механизмов отстранения его от власти – кот наплакал. Отправить в отставку назначенного главу администрации не намного легче, чем всенародно избранного мэра. Можно, конечно, если очень постараться, но город будет лихорадить так, что мало не покажется. Вряд ли кто-то хочет повторения эпопеи «а-ля Сопин».
Впрочем, у депутатов наверняка есть в арсенале какие-то обходные маневры, есть, в конце концов, бюджет, который именно они утверждают, а значит, могут корректировать финансовую политику администрации.
Главное, чтобы думцы не забывали, что теперь они – единственные представители народа в муниципальных органах власти.
Наталья ПАНКРАТОВА.