Итоги года: Дзержинский сюр

Вспоминаем события 2021 года, которые у многих вызывали смех сквозь слезы.
Какая ж урна без герба?!
В начале августа дзержинцы были немало удивлены тем, что возле здания администрации появились урны с изображением официального символа города. А спустя пару месяцев на благоустроенной территории между «Меркурием» и «Союзом» появились крышки колодцев с аналогичным «украшением».
Нам остается только гадать, чем руководствовались авторы идеи, решив разместить официальную символику Дзержинска на емкостях для сбора мусора и крышках люков.
Но идея не нашла отклика в сердцах местных пользователей соцсетей. Кто-то из них возмущался, кто-то едко шутил по этому поводу, но восторга не высказал ни один человек.
Некоторые любители конспирологии даже предположили, что таким образом заезжие чиновники решили указать дзержинцам их место.
Примечательно, что в марте 2018 года Гордума своим постановлением утвердила эталонную форму эмблемы. В статье №3 Положения приведен перечень мест и объектов, на которых может быть размещена эмблема. Понятно, что мусорные урны и люки колодцев в этом перечне отсутствуют. Причем одноцветный вариант эмблемы (именно такой и украшает мусорный бачок) предназначен в основном для правовых актов органов местного самоуправления и печатей.
Конечно, постановление местного представительного органа – это не закон, принятый Госдумой, каких-то особых санкций за нарушение его норм не предусмотрено. Но и местные нормативные акты надо уважать. В противном случае зачем же их принимать?
Предо мной стоит статуя...
В День России, 12 июня, на стадионе «Капролактамовец» с большой помпой была открыта Аллея спортсменов (семь статуй с изображением представителей разных видов спорта).
Когда с изваяний были сдернуты покрывала, изумленной публике предстала поразительная картина: на высоких черных траурных постаментах (очень похожих на те, что установлены на площади Героев – например, под БТРом) красовались коричневые фигурки с явно неспортивными и даже не особо пропорциональными формами, застывшие в неестественных позах. «Что воспевают эти вялые, будто подтаявшие на июньском зное истуканы, напоминающие героев плохой пластилиновой анимации?» – задалась тогда вопросом дзержинский блогер Наталья Уварова.
«Установленные на стадионе «Капролактамовец» статуи спортсменов буквально поражают своей нелепостью и полной профессиональной беспомощностью автора. Это вопиющий дилетантизм, с гордостью выставленный на всеобщее обозрение... Абсолютно искажены пропорции, фигуры выглядят плоскими, словно сдавленными, поскольку не передан объем грудной клетки, плечевого пояса, области таза. Очень странно показана одежда, будто это не тонкие футболка и шорты, а набитые ватой... Лица сделаны просто чудовищно. Чего стоит один боксер! Если смотреть с определенного ракурса, он словно наносит удары сам себе и лицо от этого перекосилось. Не сочетаются облицованные камнем постаменты и покрытые бронзовой краской бетонные фигуры», – полагает кандидат искусствоведения, доцент, преподаватель Нижегородской школы искусств и ремесел им. А.С. Пушкина «Изограф» Сергей Акимов.
По неофициальной информации у скульптора, породившего эти «шедевры» нет даже специального образования. Почему работу доверили именно ему – остается только догадываться.
Кстати, по мнению специалистов, неудачно выбрано место для установки статуй: фигуры разместились в ряд, близко друг к другу, между входом на стадион и беговыми дорожками.
Бывает, что безобразное изваяние становится своеобразной достопримечательностью, как, например, футболист в городе Иваново. «Он стоит рядом со стадионом, с ним все фотографируются, потому что люди любят трэш, любят что-то такое выделяющееся. И скульптуры на «Капролактамовце» могли бы стать такой своеобразной изюминкой, восприниматься с юмором, если бы не были такими пафосными», – рассуждает Наталья Уварова. Наши изваяния, в отличие от ивановского «красавчика», стоят на больших черных постаментах, к ним попросту не подлезешь.
Так почему же сейчас в городе появляются объекты такого качества, которое раньше было невозможно и представить? Здесь все опрошенные наши эксперты едины во мнении: это прямое следствие того, что в Дзержинске еще в 2001 году ликвидирована должность главного художника города, который отвечал за эстетический облик муниципалитета, организовывал экспертизу предлагаемых нововведений и проектов, упразднен художественный совет (в августе глава города объявил о его воссоздании, но пока о деятельности нового худсовета ничего не слышно). А главный архитектор города с некоторых пор (создается такое впечатление) занимается исключительно какой-то мелочевкой вроде приведения к единообразию рекламных вывесок.
Только мальчика и не хватало
В 2021 году стало известно о том, что администрация Дзержинска планирует ни больше ни меньше переосмыслить памятник Дзержинскому: поставить рядом с ним скульптуру мальчика и очередной стенд с пояснительной информацией, а за памятником – не то качели, не то подвесные лавочки. Такое вот грядет благоустройство.
«Мальчик – это маленький Дзержинский, чистый ребенок. А рядом он – взрослый человек, которому не раз приходилось стоять в жизни перед сложным выбором, принимать непростые решения. Это посыл людям: совершая тот или иной серьезный поступок, вспомни себя маленького, с чистыми помыслами, мечтами и надеждами, и помни, к чему могут привести злые помыслы», – так объяснил нам анонимный источник замысел проекта.
Соответствующий эскизный проект был направлен мэрией на всероссийский конкурс лучших проектов создания комфортной городской среды в малых городах и исторических поселениях и вошел в число победителей, так что на установку мальчика город получит федеральное финансирование (до 53 миллионов рублей!).
Казалось бы, кому и зачем это нужно? Площадь проектировал признанный мастер своего дела Алексей Федорович Кусакин, памятник создал народный художник СССР, лауреат двух Сталинских премий первой степени Сергей Дмитриевич Меркуров, монумент является объектом культурного наследия федерального значения.
Член Союза архитекторов России Виктор Кудашкин уверен, что мальчик на площади Дзержинского будет неуместен, что площадь сформирована – и никакие дополнительные элементы не нужны, как не требуется и благоустройства. «О каком благоустройстве площади Дзержинского может идти речь, если она сформирована?! Можно проводить ремонт – например, менять покрытие, но это называется не благоустройством, а восстановлением нарушенного благоустройства. Благоустраивать можно только какую-то новую площадку», – объясняет наш собеседник.
Впрочем, местные власти понять можно. Создается ощущение, что выиграть какой-то федеральный грант (все равно какой), получить федеральное финансирование (все равно на что) – это некая самоцель наших чиновников.
В общем, очередной раз поучаствовать в освоении федеральных средств хочется, а делать, с архитектурной точки зрения, в центре города просто нечего – Кусакин постарался. Вот и креативят нанятые чиновниками архитекторы, как могут, в меру своих способностей.
Нью-Васюки по-дзержински
Яркой звездой зажегся на дзержинском культурном небосклоне заезжий московский музыкант Евгений Кобылянский, возглавивший ДКХ.
Тогда Евгений Борисович не скупился на обещания. Он будоражил умы дзержинцев своими грандиозными, поистине наполеоновскими планами. Жителям города, например, твердо была обещана модернизация ДКХ, в результате которой дворец обретет «прекрасный современный концертный зал» с изменяемым контуром акустики (ноу-хау музыканта), что позволит проводить в нем симфонические, камерные и эстрадные концерты, принимать полноценные спектакли с многоуровневыми декорациями. В его планах было создание большой звукозаписывающей студии, в которой можно делать «серьезные записи разной музыки на самом высоком уровне».
Евгений Борисович льстил дзержинцам речами о том, что нашел идеальный город для реализации проекта комплексного развития культуры, для «создания единой экосистемы учреждений культуры на основе города компактного проживания». Еще до назначения на пост директора ДКХ Евгений Кобылянский заговорил о планах по созданию в Дзержинске социокультурного кластера «с точками привлечения для людей разных возрастов и интересов».
Дзержинцы терялись в догадках, кто же перед ними: ловкий Остап Бендер, решивший половить рыбку в мутной провинциальной воде, витающий в облаках музыкант, не понимающий, как устроена реальная жизнь за пределами МКАД, или посланец небес, который совершит культурное чудо?.
Впрочем, с каждым месяцем людей, верящих в чудо, становилось все меньше, потому что Евгений Борисович не спешил посвящать дзержинцев в нюансы своих проектов. А в октябре и вовсе стало известно о том, что Евгений Кобылянский переместился из кресла директора ДКХ в кресло директора программ учреждения. Судя по всему, эта должность была создана специально для него.
И теперь Кобылянский будет заниматься тем, ради чего (как утверждают злые языки) он на самом деле и явился в Дзержинск – гастрольной деятельностью. ДКХ – одна из наиболее востребованных площадок в нашем городе, место хлебное. За ним закреплена и организация массовых городских мероприятий. Есть мнение, что с организацией Дня города он справился неплохо.
А почему же не получилось со всем остальным? Возможно, Евгений Борисович, как в свое время Остап Бендер, пошел не с той фигуры?
Наталья ПАНКРАТОВА.