И смех, и слезы, и любовь!
Дзержинский театр драмы показал спектакль «Старший сын».
Постановка началась с песни Андрея Подскребкина, а закончилась… его же танцем. Режиссер театра играет в комедии Вампилова главу семейства Сарафановых – того самого недотепу-музыканта, одинокого многодетного отца, одновременно счастливого и несчастного, которого в одноименном фильме сыграл Евгений Леонов.
Случайно или специально, но оба Сарафановых у мэтров получились близкими по духу, равно как и тихоня с бунтарской душой Васенька, и Нина, и Володя, и Сильва. Чего нельзя казать о Наталье: она в исполнении дзержинской актрисы Натальи Дунаевой сильно отличается и от книжкой, и от киношной. Помните, в фильме ее сыграла Светлана Крючкова?
Чем еще похожи, а чем отличаются друг от друга телевизионная и театральная постановки «Женихов» (таково первое название пьесы Вампилова «Старший сын»), попробовал сравнить «Репортер».
Такая разная Наташа
Напомним историю «Старшего сына». Студент Владимир Бусыгин и начинающий менеджер Сильва на танцах знакомятся друг с другом и с двумя подружками и идут их провожать до дому. Они-то надеются зайти в гости и остаться до утра, но девушки дают им от ворот поворот. На электричку товарищи опаздывают и в поисках ночлега стучат в каждый дом.
И в книге, и в фильме с несостоявшимися «невестами» мы больше не встречаемся. А вот в спектакле они «живут» на сцене до самого финала, время от времени контактируя с главными героями: танцуют, празднуют вместе с ними, ругаются, горюют, олицетворяя собой всех местных жителей этого города-поселка. Они и беременная жена с мужем-алкашом расширяют пространство спектакля от дома и двора до целого города. Кстати, фильм, наоборот, практически весь снят в квартире и во дворе, чем очень напоминает спектакль на сцене, причем в классическом триединстве: места, времени и действия.
Бусыгин стучит в окно к Наталье. Это соседка Сарафановых. Только они живут в квартире, а Наташа – в частном доме. Младший сын Сарафанова, десятиклассник Васенька, влюблен в Наташу. Она же, работая секретарем в суде и ежедневно занимаясь разводами, не понимает и не принимает его любви, ссылаясь то на разницу в возрасте, то на отсутствие чувств, то на окончательное и бесповоротное желание жить одной, потому как насмотрелась на несчастных женщин и ужасных мужчин. Это в книге и фильме. А в дзержинском спектакле Наташа не прочь пофлиртовать и найти жениха, достойного ее.
Так вот за полчаса до Бусыгина у Наташи был Васенька. В очередной раз признался в любви и в очередной раз получил отказ. В растрепанных чувствах ушел он домой, собрал рюкзак и собрался в тайгу. Замечательная деталь: в спектакле Васенька положил в рюкзак паспорт и… шахматы с чайником!
И вот Наташа, прогнавшая Васеньку, снова слышит стук в окно. «Не пущу», – говорит она Бусыгину. И не пускает. Это в книге и в фильме. А в спектакле почти сдается и даже выходит на крыльцо, но, узнав, что он не один, а с приятелем, тут же уходит и запирает дверь.
В этот момент бездомовые товарищи замечают скандал в окне Сарафановых: отец ругается с мальчишкой, потом видят, как глава семейства в ночи отправляется в дом к молодой соседке, и, естественно, делают определенные выводы. Пока же они решают постучаться к пареньку (уж он-то не прогонит!) и погреться. Но случайная встреча и должное стать мимолетным знакомство приводят к неожиданным последствиям.
Отцы и дети
Владимир Бусыгин вдруг признается, что он – старший сын Сарафанова. Точнее, не так! Это в книге он к удивлению Сильвы заявляет Васеньке, что он его брат. А в спектакле, как и в пьесе Вампилова, громкое заявление делает Сильва. Но не со зла и вообще безо всякого умысла – просто подыгрывая товарищу.
Бусыгин начинает рассуждать о том, что люди должны помогать друг другу, что все они – братья, и сейчас его, Васенькина, задача – помочь, фигурально выражаясь, страждущему брату (точнее – двум страждущим братьям), отставшим от электрички и оставшимся без ночлега. Сильва же понимает слова друга в прямом смысле и громко объявляет их с Васей братьями.
«Радость-то какая!» Бусыгин же, сначала удивляясь и возражая, потом вдруг решает поддержать нелепую ложь. Но у него на это есть своя причина: пусть этот папаша, у которого, судя по ночному визиту к молодой, хорошенькой соседке, незаконнорожденных и брошенных детей, должно быть, много, пострадает за его родного и сбежавшего отца.
Так или иначе, Васенька верит, бежит за водкой и закуской. Вслед за ним верит, немного посомневавшись, и отец Сарафанов, и даже старшая и не по годам мудрая сестра Ниночка – она единственная поначалу отнеслась к новости о старшем сыне скептически. А самое главное, в финале пьесы и сам Бусыгин начинает верить в то, что он – старший сын Сарафанова.
Но до финала еще далеко. Сначала мы узнаем историю Сарафанова, которого бросила жена с двумя маленькими детьми на руках и который всю свою жизнь пытается сочинять музыку, но играет на похоронах, потому что из филармонии его сократили за возраст и пьянство. И он делает вид, что все еще играет в театре, а дети делают вид, что верят ему.
Потом мы познакомимся с историей нелюбви Ниночки, которая скоро выходит замуж за курсанта летного училища и уезжает с ним на Сахалин.
Потом увидим и самого курсанта. В спектакле он комичен, и все черты, которые Ниночка расхваливает то ли отцу и Бусыгину, то ли самой себе, доведены до абсурда: звезд с неба он, хоть и в летном учится, действительно не хватает, целеустремлен до упрямства, прямолинеен, как пробка, дисциплинирован без шанса на романтику…
Еще мы заметим, как неожиданно поменяет свое отношение к Васеньке Наташа и пошлет его за билетами в кино. Оказывается, это отец Сарафанов приходил ее «сватать» за Васю и просил быть помягче к пареньку. Но неожиданно Наталья знакомится с Сильвой и назначает ему свидание, забыв про Васю.
Параллельно нарастает страсть между Ниной и Володей, которую оба скрывают.
А вот своей неприязни к жениху Нины Бусыгин не скрывает. И когда «нелетчик» Кудимов приходит в дом к Сарафановым знакомиться и отец поднимает тост за своих детей, соперники срываются на скандал. Нина кричит, курсант уходит, Васенька сбегает от несчастной любви в тайгу, Сильва сбегает на свидание, а Сарафанов-старший берет плащ, кларнет и решает ехать к Володиной матери – жениться. Возможно, это единственный смелый поступок, на который он решился за всю свою жизнь.
Но не тут-то было! Вбегают Наташа и Сильва без штанов – Васенька их поджег. И в этой самой кутерьме, пока Нина и Наташа убирают последствия пожара, Сильва опять-таки вместо Бусыгина признается, что тот – никакой не старший сын. И если в книге и в фильме это грустный и почти трагический момент – развязка, то в спектакле – явная кульминация, потому что, немного погрустив, герои решают, что любят друг друга: Сарафанов и Бусыгин – как родные отец и сын, а Володя и Нина – как жених с невестой. И даже Наташа, увидев, что Вася способен не только ныть о своей любви под окнами, но еще и спалить дом из ревности, влюбляется в него!
И все, включая несостоявшихся подружек-невест и пьяного соседа с беременной женой, начинают плясать. Затем закрывается занавес, Сарафанов остается один. А над ним – созвездие Большой Медведицы и покосившийся фонарный столб, почему-то напоминающий распятие.
«Зачем взрослому человеку родители?» – вспоминается вопрос, адресованный Васенькой отцу. И как-то сразу вслед за этим вспоминаются родители, которые росли как раз в то время, какое нам только что показали, станцевали и спели на сцене.
Анна ДМИТРИЕВА.