Готовьте ваши денежки

Администрация Дзержинска планирует привести нестационарные объекты мелкорозничной торговли и остановочные павильоны к единообразному виду. Затраты на реализацию проекта, похоже, переложат на мелкий бизнес.
Городу – новый «наряд»
О «развитии внешнего вида Дзержинска, разработке единого стиля» города его новый мэр Иван Носков говорил с первых дней своего официального утверждения на должность. Спору нет: нашей малой Родине местами свойственен унылый, несовременный и откровенно безвкусный «наряд». Так что стилистический апгрейд ей действительно не помешал бы. Жаль только, не все исправить можно. Ну разве, скажите, реально сровнять с землей весь этот шанхай на Торговой площади? А потому, как бы он ни был ненавистен горожанам, ломать здесь никто ничего не будет. Логично попробовать изменить лицо города с помощью «косметики» и «украшений». И если «косметика» в данном случае – это покраска фасадов домов, элементарная уборка и благоустройство улиц и дворов, то новые остановочные комплексы, торговые ларьки и рекламные вывески, иллюминацию можно отнести к его «украшениям».
Но на все нужны деньги, а городской бюджет – не шагреневая кожа. Поэтому разумнее поискать варианты незатратного для казны, но явного преображения городского пространства. А тут еще Дзержинск попал в число пятнадцати городов-счастливчиков, которые включили в федеральный проект «Умный город». Одно из его направлений – установка современных, оснащенных интеллектуальными системами остановок для транспорта, тоже названных «умными». В общем, пазлы сложились, и в середине марта горадминистрация на своей официальной странице в «ВКонтакте» заявила о намерении заменить существующие павильоны мелкорозничной торговли и остановочные комплексы. Тут же, в пресс-релизе, был представлен их новый дизайн с предложением к горожанам обсудить его, высказав свое мнение до конца марта. «Репортер» тоже решил высказаться, но не насчет дизайна остановок и ларьков, а по поводу самого проекта.
Вечная тема
Как-то так уж повелось в Дзержинске, что любая новая администрация начинала свою деятельность с замены остановок транспорта. Трудно сосчитать, сколько за последние два десятка лет наш город видел вариантов придорожных остановочных пунктов, начиная от убогих металлических «ящиков», ржавеющих после первого дождя, до хрупких поликарбонатных павильонов, не защищающих никого и ни от чего. Ни один из них долго не прожил, хотя в некоторых отдаленных от центра районах города до сих пор можно встретить страшные-престрашные остановочные «памятники» былых времен и администраций. Даже те более-менее нарядные остановки, которые были установлены рядом со стадионом «Химик» к футбольному чемпионату в надежде на то, что в наш Дзержинск заглянут его участники и болельщики, не без потерь пережили нынешнюю зиму.
Что и говорить: остановки для транспорта – больная и вечная тема. И думается, не только для нашего города. Наверное, поэтому дзержинцы не слишком-то активно включились в обсуждение их нового дизайна: по крайней мере, комментариев под этой новостью на странице городской администрации в «ВКонтакте» немного, а в других городских пабликах и того меньше. Причем, судя по высказываниям горожан, их не столько волновал новый «наряд» транспортных остановок и торговых павильонов, сколько своевременность решения именно этой городской проблемы, а также за чей счет банкет.
Убить двух зайцев?
Некоторые прямо так и писали: «Фигней занимается наша администрация». Другие, развивая эту тему, указывали на то, что в городе полно более важных проблем, от решения которых действительно зависит благополучие горожан. Третьи вообще высказывались против развития сети павильонной торговли в любом варианте – в составе остановок или без них, потому как, на их взгляд, это прошлый век. К тому же в Дзержинске и шагу нельзя сделать, чтобы не наткнуться на какой-нибудь торговый центр.
Ну а «банкет», как следует из пресс-релиза, будут оплачивать предприниматели, ведь мудрость предложения городских властей состояла в том, чтобы одним разом разделаться с убогими мелкорозничными ларьками и неказистыми остановками для транспорта, соединив два в одном. В свое время город, заметим, отказался от такого соседства и вот теперь готов опять превратить хотя бы часть остановок в торговые точки. Как справедливо подметили интернет-пользователи, для того чтобы не только заставить уличных торговцев заменить свои устаревшие «будки», но и постараться возложить на них затраты на изготовление и обслуживание современных остановочных павильонов. «Убить двух зайцев» – выражение одного из участников группы. Вот только дзержинцы, в отличие от новых первых лиц города, сильно сомневаются, что предприниматели потянут такие совмещенные объекты.
А кто, собственно, эти самые предприниматели, которых в народе называют ларечниками? Как правило, мелкой руки бизнесмены, оказывающие услуги, например, по починке обуви и сумок, торгующие, допустим, цветами, шаурмой, молочкой, овощами-фруктами, мороженым и имеющие ограниченное число точек, а то и вовсе одну. Пожалуй, в Дзержинске есть только одна разветвленная сеть павильонов мелкорозничной торговли – «ПрессМаркет», делающая ставку на продажу прессы, канцелярии и нужной мелочовки. Но эти точки обновлялись совсем недавно и выглядят вполне современно, не внося диссонанса в убранство наших улиц.
Впрочем, справедливости ради заметим, что власти, объявив о введении единообразия в оформлении торговых и остановочных павильонов, пообещали постепенно вводить новшество: сначала оно коснется тех, кто только начинает свою предпринимательскую деятельность на улицах города. Со временем к «единообразию» должны будут прийти и уже работающие точки. Правда, о каком времени идет речь, пока непонятно.
Как и то, какова цена вопроса. В процессе интернет-обсуждения замены остановок и ларьков выяснилось, что никаких технических заданий, по которым можно было понять хотя бы приблизительную стоимость и того, и другого, и вместе их взятых, еще в природе не существует: все, что есть на данный момент у администрации, это новый дизайн павильонов для остановок транспорта и мелокорозничной продажи.
О цене торговых павильонов судить не беремся, а по поводу остановок, покопавшись в Интернете, мы кое-что выяснили. Если речь идет об «умных остановках», устроенных по модульному принципу и оснащенных различными мультимедийными системами (а дизайн представленных администрацией объектов сильно смахивает на них), то стоимость таких «умняшек» колеблется от 800 тысяч до 1,5 миллиона рублей, в среднем же речь идет об 1 миллионе рублей. Как следует из комментариев самой администрации к одному из постов в своей группе, если кто-то из предпринимателей решится обустроить свой бизнес на остановке, то ему придется еще и обслуживать весь этот комплекс. Неужели городская администрация и вправду думает, что в мэрии выстроится очередь из желающих нести эту ношу?!
Ставка – на крупных игроков
«Остановочная» тема нынче захватила многие российские города – в основном те, которые, как и наш Дзержинск, участвуют в проекте «Умный город». Мы не поленились и поинтересовались, как в них реализуется проект по размещению «умных остановок».
В ближайшем к нам Нижнем Новгороде мультимедийные остановочные комплексы будет устанавливать и обслуживать ПАО «Ростелеком», с которым город заключил концессионное соглашение на 10 лет. «Отбивать» свои затраты инвестор планирует за счет рекламы, размещаемой на остановках. В Самаре тоже фигурирует в этом деле «Ростелеком». Севастополь в вопросе установки «умных остановок» сотрудничает с крупным инвестором ООО «Аутдор Групп», Евпатория – с фирмой «Городские инновации». Челябинск закупает остановки за счет городского бюджета. В Воронеже пока не получилось найти концессионера на проект. Есть сложности с поиском инвесторов и в Новосибирске. В Липецке решили пока обойтись одной «умной остановкой» – за счет Сбербанка.
Заметьте, во всех случаях речь идет о крупной, серьезной компании-помощнице в деле благоустройства городской среды. И только, пожалуй, в Череповце уповают, как и у нас, на средний и малый бизнес: надеются, что в остановки за прибыль от рекламы на их поверхностях вложатся владельцы близлежащих магазинов и торговых центров.
Впереди паровоза?
Заметим, что, пожелав обсудить дизайн остановок и торговых павильонов с городской общественностью, градоначальники не удосужились собрать самих предпринимателей для серьезного разговора о введении «единообразия». Вот уж чей совет действительно был бы важен! Собственно, с этого и стоило зачинать весь этот проект, если, конечно, власти собираются миром решать вопрос, минуя привычные «запретить», «выгнать», «заставить», «выкрутить руки».
Дизайн – дело десятое. Куда важнее понять, кто они, исполнители воли чиновников, каков их потенциал. Тем более что, не в обиду будет сказано новым градоначальникам, большинство из них неместные.
Получилось так, что город обсуждает новый проект, а правила игры еще неизвестны. Какова будет выгода для предпринимателей от того, что они за свой счет установят остановку и будут ее обслуживать, о каких затратах идет речь при изготовлении новых торговых павильонов, какие обязательства готов взять на себя город, собирается ли он вообще на бюджетные деньги возводить новые остановочные комплексы? Вопросов много, и все они непраздные. И если нет ясности в главном, стоит ли обсуждать такие детали, как дизайн?
Официально
Администрацией Дзержинска разработан единый дизайн-проект блочных (модифицируемых по размеру) нестационарных объектов мелкорозничной торговли и остановочных павильонов. При этом было учтено архитектурное разнообразие городских территорий: предложены варианты оформления торговых павильонов и остановок как для старой части города, так и для новых микрорайонов Дзержинска (с небольшими отличиями во внешнем виде).
Планируется, что предприниматели, начинающие свою деятельность, будут изначально устанавливать торговые павильоны, оформленные в едином стиле, а те, которые уже работают, постепенно заменят уже имеющиеся торговые точки на новые, соответствующие концепции.
Предпринимателям будет предоставляться проект, параметры и перечень стандартных материалов, используемых при изготовлении павильона. Места их изготовления будут выбираться предпринимателями самостоятельно.
Аналогичный процесс модернизации ждет и остановочные комплексы, часть из которых, кстати, предлагается оснастить торговыми мини-павильонами. Для систематизации процесса модернизации городского пространства планируется внести соответствующие изменения в действующие правила работы объектов мелкорозничной сети на территории города Дзержинска и правила благоустройства и санитарного содержания территории городского округа город Дзержинск.
Елена СЕРОВА.