Горожане жалуются, что вынуждены ждать транспорт МУП «Экспресс» по 30–40 минут
Чиновники объясняют «увеличенные интервалы» дефицитом водителей, а работники МУПа – отсутствием грамотно составленного расписания.
В том, что работа общественного транспорта в Дзержинске оставляет желать лучшего (мягко говоря), нет никакой новости, во всяком случае, для тех горожан, которые этим транспортом пользуются.
На прошлой неделе эта тема вновь оказалась в фокусе общественного внимания с подачи депутата местной Гордумы Романа Шилова. Народный избранник на своей странице «ВКонтакте» вступил в полемику с одним из дзержинских блогеров, который настаивал: горожанам нередко приходится ждать маршрутки по 40 минут и более. Депутат не поверил, сославшись на свой личный опыт.
«Я так же, как и вы пользуюсь общественным транспортом! Когда это необходимо! Мне не приходилось ждать его по 40 минут! Я думаю, что те, у кого полномочия именно по этому вопросу, уже также пытаются его решить, ели опоздание одного из маршрутов вызвало такой резонанс!!!», – высказался думец (орфография и пунктуация автора сохранены, – Прим. ред.).
Нет бумаги – нет проблемы
В ответ депутат получил шквал возмущенных комментариев от пользователей соцсетей, которым приходилось ждать автобусов и по часу, и отнюдь не только на одном из маршрутов.
Под напором критиков думец Шилов пошел на попятную, уточнив, что сейчас очень редко пользуется общественным транспортом.
Следом народный избранник стал пенять горожанам на то, что те не спешат обращаться к депутатам с личными заявлениями, а лишь норовят оставлять комментарии в соцсетях.
«Мы не сможем их [проблемы] хотя бы попробовать решить [без заявления]... Нужно всего лишь кому-то официально написать мне, чтобы я смог на основании какой-то бумаги, начать работать!» (орфография и пунктуация автора сохранены. – Прим. ред.).
В общем, если следовать этой логике, то сами граждане виноваты: не захотели писать заявление, вот и мерзните теперь на остановках. Читая такие «вирши» представителя власти, невольно вспоминаешь крылатую фразу Ленина: «Страшно далеки они от народа».
Все списали на дефицит
Проблема общественного транспорта в Дзержинске одна из самых застарелых. В городских масс-медиа, включая газету «Репортер», столько уже писано-переписано о нерегулярной работе дзержинских маршруток, что и добавить нечего. Не сомневаюсь, что жители написали и отправили кипы самых что ни на есть официальных жалоб во все возможные инстанции. Воз и ныне там.
Кстати, Министерство транспорта Нижегородской области не отрицает, в отличие от некоторых наших думцев, ненадлежащую работу дзержинского общественного транспорта, по крайней мере, на муповских маршрутах.
Так, представители Минтранса вмешались в полемику депутата Шилова с горожанами, оставив в паблике комментарий (в министерстве, судя по всему, не видят ничего крамольного в таком формате общения с гражданами).
«Причиной увеличенных интервалов на автобусных маршрутах №22 и №23 является дефицит водителей в МУП «Экспресс», – пояснили чиновники. – В настоящее время готовится решение о повышении заработной платы в муниципальном предприятии. В Министерство транспорта и автомобильных дорог также будут даны и другие предложения об улучшении ситуации с работой общественного транспорта в Дзержинске».
Зарплаты хватает, порядка – нет
«Да, не хватает и водителей автобусов, и водителей троллейбусов. Очень большая нехватка кадров, – подтверждает наш источник в МУП «Экспресс». – Плюс сейчас люди стали на больничные уходить, естественно, количество транспорта на маршрутах сокращается».
Что касается зарплаты, то она, по словам моих собеседников, у всех муповских водителей неплохая.
«Зарплату начали повышать практически сразу же, как пришла Садкова [Наталья Садкова – иркутянка, возглавившая «Экспресс» в 2019 году, и недавно тихо покинувшая свой пост]. А перед тем, как уйти, она подготовила документы об очередном повышении, и уже с октября зарплаты водителям рассчитываются по повышенной ставке. Речь идет о существенном повышении. Новая тарифная ставка у нас значительно выше, чем у водителей муниципального транспорта во многих других городах, и, насколько мне известно, повыше, чем у нижегородцев, – подтверждает один из моих визави.
При всем при этом, он не верит в то, что этот материальный бонус поможет изменить положение дел с кадрами.
«Хоть в десять раз подними зарплату, многие водители, устроившиеся к нам, все равно будут через какое-то время уходить, – убежден сотрудник МУП. – Почему? Эта работа действительно тяжелая. Не каждый может и хочет работать с людьми. Иногда у водителей возникают конфликты с пассажирами, для разрешения которых приходится просматривать видеокамеры, установленные в транспорте.
Тяжело работать в непогоду. «Безопасники» [сотрудники предприятия, отслеживающие, как водители ведут себя на дороге] регулярно вызывают на ковер, премий за какие-то нарушения не лишают, но нервы треплют.
Работа валидаторов тоже до конца пока не отлажена, они не все карточки считывают, обилечивать пассажиров нередко приходится водителям и это тоже не всем нравится, несмотря на доплаты».
Бестолковая система
Но, несмотря на все кадровые проблемы, муповский транспорт мог бы работать значительно эффективнее, если бы руководство грамотно организовало производственный процесс, в частности, составило разумное расписание движения маршруток и троллейбусов.
«Совершенно бестолковая система, – сетует мой собеседник. – Расписание составлено так, что работать бесперебойно по нему просто невозможно».
Например, автобусы, и особенно троллейбусы нередко ездят друг за дружкой паровозиком: по две, три, а порой и четыре машины. Часто так бывает в час пик, когда на дорогах образуются пробки, в которых застревает общественный транспорт, а на остановках много пассажиров, высадка-посадка которых занимает много времени, водители выбиваются из графика, и на конечной остановке должны отстаиваться: пропускать круг и ждать, когда наступит время следующего выхода на маршрут.
На какое-то время могут встать сразу несколько единиц техники. А люди на остановках долгое время прозябают в ожидании транспорта.
«Сколько раз водители обращались наверх с предложением: увеличьте немного время, которое отводится водителю на прохождение маршрута в час пик. Нужно сосчитать пассажиропоток и по специальной формуле составить новый график. Да, интервал между автобусами и троллейбусами немного, минут на семь, увеличится, зато людям не придется стоять на остановке по 40 минут, как сейчас. Но водителей не слышат. Мне кажется, у нас никому ничего не надо», – разводит руками мой спикер.
Зимой ситуация только обостряется. Так, снег и холод способствуют быстрому износу контактных угольных вставок, расположенных на рогах троллейбусов. На их замену водителю отводится всего несколько минут между рейсами, уложиться в них просто не реально. А, значит, пропустивший время выхода на маршрут водитель опять же оправится в простой. А пассажиры еще дольше будут мерзнуть на остановках.
Лучше не будет
С недавних пор по городу ходят слухи о том, что МУП «Экспресс» в обозримом будущем будет передан из ведения города в областное подчинение. Будет ли после этого муповский транспорт ходить лучше? Большой вопрос. Как показывает практика, чем дальше начальство, тем меньше порядка.
Как известно, некоторое время назад у Дзержинска забрали все полномочия как по изменению, внедрению, организации пассажирских перевозок, так и по контролю за работой общественного транспорта. По мнению наших источников, близких к администрации, общественный транспорт с тех пор никто толком не контролирует, и перевозчики сознательно пользуются этим.
«У местных властей сейчас связаны руки, а Минтрансу не до Дзержинска, и то, что раньше решалось за дни и недели, теперь решается месяцами», – с сожалением заметил наш собеседник.
Когда будут платить за рейс?
О «расторопности» региональных чиновников красноречиво говорит и другой факт. Ровно год назад в Дзержинск приезжал тогдашний директор Центра развития транспортных систем (ЦРТС) Нижегородской области Артем Бафанов для того, чтобы представить новую маршрутную сеть общественного транспорта.
Тогда он признал: для того чтобы автобусы ходили регулярно, перевозчик должен получать прибыль не от количества перевезенных пассажиров, а от количества рейсов, тогда выпускать мало автобусов в рейс перевозчику будет просто не выгодно. В будущем, заверил Бафанов, на такую схему расчета с транспортниками планируется перевести всю агломерацию.
За год в этом направлении не было сделано ничего, и даже разговоры об этом затихли. Такими темпами в прекрасное транспортное будущее нам придется идти очень долго.
Наталья ПАНКРАТОВА.