Городу нужен хозяин
Колумнист Анфиса Глушихина о том, чего не хватило руководителям города периода V Думы.
Вчера, 9 июля, начался прием уведомлений о выдвижении кандидатов в депутаты Городской думы Дзержинска VI созыва.
Я напишу сегодня о том, чего не хватило, по моему мнению, руководителям города периода V Думы. Им не хватило чувства рачительного, заботливого хозяина города. Они не усвоили, что их главный долг - строить комфортную среду для горожан.
Пять лет назад Дзержинск отстоял свое право на всенародное избрание главы города. Приверженцы всенародных выборов до сих пор попрекают тех, кто эту практику отменил. Но это был всероссийский тренд, и Дзержинск был одним из последних, кто на этой практике настаивал.
Одна из причин отмены всенародных выборов в России состояла в том, что при протестных голосованиях волна всегда выбрасывала наверх не умных хозяйственников, а тех, кто громче всех умеет орать. Пример Дзержинска тому доказательство: в своей новейшей истории город практически всегда ошибался с выбором.
Как бы то ни было, партия власти взяла на себя неблаговидную роль проталкивать на местах непопулярную идею отказаться от всенародных выборов глав МСУ.
Сейчас опробуется модель двуглавой власти. Не знаю, как где, но полагаю, что к нам в Дзержинск она вписалась не лучшим образом. Может быть, дело в том, что перестраивались на марше? Отлучили от должности неудачного главу, а далее - уж как получилось.
Теперь мы выбираем не главу города, а, можно сказать, выборщиков, посредников между населением и первыми руководителями Дзержинска.
Каждого претендента на депутатское кресло, я думаю, надо оценивать с такой точки зрения: есть ли у него за спиной уже осуществленные проекты или ничего, кроме звона и свиста, нет? Заявления типа «верну дзержинцам украденное», «выстрою умный город», «отниму и поделю» - это не есть характеристики будущего хозяина города, умного управленца.
Подумай, избиратель: возможно, именно ваш избранник, депутат именно от вашего округа станет главой города. Примерь на него эту роль. Подходит? Или мелковат? Тогда перебери избирательную колоду и посмотри, кто больше всего годится. Посмотри также, потянет ли кандидат на такую роль с точки зрения областного правительства. Надо же трезво понимать, что область не может пустить на абсолютный самотек происходящее во втором по значению городе области.
Еще с одной точки зрения оцени. У нас как-то так получилось, что один глава администрации периода 2010-2015 годов на глаза показаться не смел областному начальству (имею в виду Виктора Сопина), а другой (Геннадий Виноградов) оглядывался только на область, мало интересуясь настроениями в городе, его санитарным состоянием, дворами и улицами. Парковки для автомобилей, тарифы на энергоресурсы, взаимоотношения житель – администрация – управляющая компания – всё это и многое другое господин Виноградов отодвинул за сферы своей компетенции.
Или подумай, избиратель, доверишь ли ты своему избраннику быть хотя бы участником выборов главы города, а потом и главы администрации. Хватит ли у кандидата опыта, знаний, совестливости, чтобы достойно, по чести оценить будущих коллег по депутатскому корпусу? Посмотри на команду твоего кандидата, много ли с ним идет единомышленников. Признаемся честно: нынешнюю Думу раздирают противоречия. Многие думают там не об интересах города, а как бы лучше пропиариться или пропиарить свою партию. Отметь, кстати, сколько раз ныне действующие депутаты поменяли свой партийный окрас - это ведь тоже характеристика.
Наша задача – избрать в Думу тех, кто озабочен в первую очередь интересами горожан, а не личными горизонтами, престижем, партийным имиджем и карьерой.
Сейчас избирателям самое время спросить у каждого кандидата: где, по-твоему, главные насущные нужды горожан? Какую программу предлагаешь для решения проблемы? Какие дополнения подготовил в городскую Стратегию?
***
Беру на себя смелость заявить, что оба нынешних руководителя двуглавой власти оказались слабоваты для своих ролей. Председатель Думы за два с половиной года после изменения системы управления городом так и не нащупал оптимальной схемы. Нынешний местный парламент так и не настроился на конструктивную работу, на руководство городским хозяйством и даже не приблизился к созданию местных норм оптимального ведения городской экономики. Весь пыл депутатов ушел на мелкие препирательства. Руководство же было занято поисками компромиссов между отдельными депутатами и группами депутатов вместо выработки способов управления городом, эффективного взаимодействия с администрацией. Вместо такого взаимодействия группы искали обходные пути решения разных сиюминутных задач. Вместо нормотворческих инициатив и программ - поиск повода для очередной бузы. Посмотришь сюжеты по телевидению - и, кроме скандальных заявлений на комитетских заседаниях, на думских пленумах, ничего не обнаружишь.
Ни Дума, ни администрация так и не дозрели до истинного совета со своим населением. Проходят какие-то постановочные совещания, советы, отчеты, где нет разговора, общения - есть только его величество доклад, причем в любой аудитории один и тот же. Администрация при отсутствии программ и внятной стратегии жила суетными заботами текущего дня. А Дума, хочу еще раз подчеркнуть, так и не создала действенного механизма воздействия на администрацию. Заседания комитетов проводятся раз в месяц, потому что так положено. Они превращаются в некие пиар-посиделки, где практические вопросы не решаются. Пленарные заседания Думы - это ускоренный марафон голосований.
Помнится практика городского комитета КПСС. Вызова туда за какую-то оплошность боялись как огня. Там могли выговор объявить, партбилета лишить (а это чуть ли не автоматически означало и лишение должности). Вызов чиновника в Думу должен бы обозначать то же самое. Отчитайся, что сделал! На деле же получается, что чиновники всем скопом сидят на одном комитете, потом на другом, на третьем. Пойти в Думу на любое заседание - почти то же, что пойти в клуб по интересам. Вроде бы заняты, а работа тем временем стоит.
Отчитываться в Думе, в общем-то, не о чем. Было, например, намерение создать муниципальное учреждение, которое занялось бы благоустройством города без изнурительных конкурсов - это намерение так и не осуществилось. Город по маковку утонул в переросших деревьях и некошеном бурьяне, а глава администрации отговаривается, как правило, отсутствием денег. Так ты на то и глава, чтобы добывать деньги и разумно их расходовать. Причем расходовать на самые значимые цели. Иначе за что ты зарплату получаешь, для чего вообще существуешь? Я была и остаюсь при мнении: город Виноградову чужой. Так же, как и многим чиновникам, которые обитают не в Дзержинске, по улицам его, по лужам и разбитым тротуарам не ходят.
Меня охватывает чувство неловкости, когда читаю новости на официальных сайтах Городской думы и администрации города. Там сообщается далеко не о практических работах. Наши «боссы» взяли крен на развлекаловку. То на одном празднике тусуются, то на другом, то на третьем. При этом и других чиновников таскают туда же. Наверное, я в какой-то степени утрирую, но мне думается, что шестой Думе следует в числе первых принять нормативный акт, который запретит главам лезть в телевизор по поводу и без повода. И деньги будут целее, и работа будет двигаться быстрее.
Вывод из всего здесь сказанного: лишний раз посмотри, избиратель, можешь ли ты ждать от своего кандидата конструктива и созидания.
Анфиса ГЛУШИХИНА,
редактор интернет-газеты «Апрель».