«Глеб Никитин дал понять, что не является сторонником сохранения двуглавой системы»
Политолог, председатель экспертного совета по социально-экономическому развитию города при главе администрации Дзержинска Александр ЕГОРОВ – о причинах перехода Дзержинска на одноглавую систему управления.
– Александр Игоревич, на ваш взгляд, что стало причиной внезапной смены модели местного самоуправления в Дзержинске?
– Внезапной я эту смену не назову. Дело в том, что подспудно ситуация к такому развитию событий и шла. Новый губернатор Глеб Никитин дал понять, что не является сторонником сохранения двуглавой системы и не видит ни одного фактора, который говорил бы в пользу того, чтобы сохранить ее где бы то ни было. С этим можно спорить, можно соглашаться, но это факт.
К тому же в Стратегии развития Нижегородской области, предложенной Глебом Никитиным, достаточно четко были обозначены те направления, которые окажутся в зоне его пристального внимания. Одно из таких направлений – как раз перестройка системы управления.
Дело в том, что в самой Стратегии четко указано, что период 2019-2020 годов есть время трансформации системы управления, оптимизации расходов и изменения регулирования именно в плане управления. На это закладываются весомые ресурсы. Безусловно, данные процессы затронут и муниципальную власть.
Поэтому стало очевидно, что Глеб Никитин ускоренно решит проблему с переходом всех муниципальных образований на одноглавую модель управления. И начав с Нижнего Новгорода, распространив эту идею на другие муниципальные образования, например Арзамас и Балахну, он наконец дошел и до Дзержинска.
– Но ведь Глеб Никитин заявлял на встрече с дзержинскими журналистами, что не видит необходимости досрочно менять систему управления в городе. Что же вдруг изменилось?
– Первый момент – достаточно громкие скандалы в политической и экономической жизни города, которые гремели в 2017 и 2018 годах. Например, история с заместителем главы администрации Александром Николаевичем Кабановым.
Второй момент – наличие ряда нерешенных проблем в городском хозяйстве. Как пример – ситуация с уличным освещением. Мы видим, что город стал достаточно темным, и попытка администрации решать эту проблему пока успехов не имеет.
Ну и последней каплей, которая переполнила чашу терпения областных властей, явилась ситуация со сверхнормативным повышением коммунальных тарифов на услуги Дзержинского водоканала. Противостояние ДВК и депутатского корпуса, а также недостаточная настойчивость главы администрации в решении этого вопроса сыграли ключевую роль в том, что было принято волевое решение о переводе города на одноглавую систему управления. И решение это исходило именно от губернатора, в чем нет никаких сомнений.
– Почему был сделан выбор в пользу Ивана Носкова?
– Потому что Глеб Сергеевич очень хорошо его знает. Судя по всему, с лучшей стороны. Носков приехал в Нижний Новгород по его приглашению. И если мы посмотрим на биографию пока еще достаточно загадочного для Дзержинска человека (ибо мы плохо знаем его реальные дела), то увидим, что Иван Носков прошел большую школу жизни и компетентен в ряде вопросов, в том числе жилищно-коммунального хозяйства, городского благоустройства. По всей видимости, он владеет методологией и практикой проектного управления, являющегося ключевым трендом на современном этапе.
Ну и понятно, что его приход в Дзержинск – это прежде всего попытка решающим образом влиять на те бизнес-процессы и политическую ситуацию, которые до поры до времени не находились под абсолютным контролем со стороны областной власти.
Так или иначе, логика в этом, безусловно, есть, поскольку Глеб Никитин понимает, что многие, кто за него проголосовал, надеются на повышение качества своей жизни, а это невозможно без эффективного использования имеющихся в распоряжении муниципальных властей ресурсов. По логике, здесь не обойтись без модернизации системы управления и появления новых лиц, способных решить новые задачи, которые ставит перед областью и муниципалитетами губернатор.
– С приходом Носкова нам стоит ждать кадровых перестановок в администрации?
– Скорее всего, это неизбежно. Я полагаю, что изменения произойдут как в виду личных предпочтений Ивана Николаевича, так и в силу тех новых задач, которые будут стоять перед Носковым. И здесь во главу угла я бы все-таки поставил идею компетентности чиновников в сфере проектного управления, где на первый план выходят следующие аспекты: четкая постановка цели, определение ресурсов и сроков ее достижения.
Крайне важно уметь быстро и адекватно реагировать на новые вызовы нашего непростого времени, гибко внедрять инновации в разные сферы жизни, эффективно выстраивать коммуникации с ключевыми заинтересованными сторонами. Те, кто не впишутся в этот тренд, должны будут уйти.
– Есть сигналы, что в этот тренд нашим управленцам вписаться не удалось?
– У администрации города имеются определенные успехи, скажем, выполнение показателей ряда муниципальных программ. Введен электронный документооборот, что позволило несколько повысить эффективность управления. Сдвинулась с места ситуация с формированием комфортной городской среды.
Вместе с тем существуют очевидные проблемы с реализацией главного муниципального документа, а именно Стратегии социально-экономического развития Дзержинска.
К сожалению, город сейчас живет, скорее, по ее инерционному сценарию, а не по инновационно-промышленному, который предполагает ускоренный рост экономики за счет устойчивого роста объемов промышленного производства на основе интенсивной модернизации производственных мощностей предприятий, внедрения инновационных и информационных технологий.
– Говоря простым языком, просто осваиваем деньги, которые выделяют область и федерация…
– Увы, к сожалению, нельзя сказать, что администрация реализовала прорывные проекты или вышла в публичное пространство с идеями, которые позволят Дзержинску сделать экономический рывок. Пока не все в порядке и с привлечением инвестиций.
А ведь Глеб Никитин закладывает достаточно амбициозные цели по развитию Нижегородской области, он стремится сделать ее одним из самых передовых регионов России. Поэтому ему нужны точки роста. И естественно, Дзержинск, как второе по численности муниципальное образование области, обладающее серьезным промышленным и кадровым ресурсом, входит в число таких возможных точек.
– А были ли шансы у Виктора Нестерова сохранить свой пост до 2020 года?
– Ситуация здесь неоднозначная. У Виктора Нестерова есть потенциал, и при другом раскладе сил он мог бы его использовать полнее. Но, видимо, для этого ему не хватило хороших политических игроков в команде, сыгранности между заместителями и четкого взаимодействия с областью. К сожалению, недостаточную поддержку ему оказал бывший губернатор Шанцев, усилиями которого, собственно говоря, Виктор Сергеевич и появился в кресле главы администрации Дзержинска.
К тому же Виктору Нестерову не удалось консолидировать политическую элиту города вокруг себя.
В силу всего этого и состоялась его отставка.
– Ушел в отставку и глава города Сергей Попов. Как оцените его деятельность?
– Говорят, что Сергей Вячеславович не очень хотел занимать пост главы города. Но в силу обстоятельств был вынужден это сделать. Глава города рассматривался в двуглавой модели управления как фигура в основном политическая. Тем не менее в моем представлении глава города должен был основательно заниматься вопросами стратегии развития города.
К сожалению, не совсем получилось реализовать это направление. Но в общем и целом это оказался достаточно спокойный и предсказуемый глава города, который в большинстве своем устраивал депутатский корпус. Каких-то резких движений в политическом плане со стороны Сергея Попова не было, и, наверное, это правильно, поскольку он фигура консолидирующая.
– Как вы считаете, есть ли шансы у Сергея Попова стать председателем Думы?
– Если не произойдет каких-то экстраординарных событий, например самороспуска Думы, я бы видел Сергея Попова председателем Думы на оставшиеся до очередных выборов два года.
Тем более что круг его обязанностей изменится. Городская Дума уже не будет иметь столь высокого политического статуса, так как акцент будет смещен в сторону исполнительной власти, на главу администрации. Это мы видим на примере Нижнего Новгорода, где произошло перераспределение властных полномочий в связи с переходом на одноглавую систему управления.
Понятно, что при двуглавой системе роль главы города и Думы была несравнимо выше. Вспомним Ивана Карнилина или Елизавету Солонченко, которые во многом определяли политику города и были достаточно влиятельными персонами.
Уверен, что при одноглавой системе влиятельность городской Думы будет падать. Соответственно, политическое значение председателя Думы окажется не столь значительным. Поэтому все за то, что Сергей Попов станет председателем Думы.
– В свете конфликта ДВК и депутатского корпуса какое отношение к обеим сторонам будет у Ивана Носкова?
– Как я понимаю, Носков – это тот человек, который будет заточен на эффективное решение проблематики с точки зрения интересов области. Так или иначе, он едет с определенным багажом тех пожеланий, которые получил от Глеба Никитина. С этой точки зрения ДВК рассматривается как достаточно перспективный деловой партнер.
Но в то же время надо понимать, что преференции или какие-то отдельные достижения в данном направлении будут рассматриваться сквозь призму интересов области, бюджета и, я надеюсь, жителей Дзержинска. В конце концов кто-то должен обратить на нас внимание, потому что тарифы на жилищно-коммунальные услуги в Дзержинске весьма высоки.
Недаром у горожан огромные долги по линии ЖКХ. Но они растут в том числе и из-за некачественно поставляемых услуг: где-то замерзают, где-то пьют некачественную воду, которая похожа больше на нефть…
Думаю, обладая поддержкой в лице губернатора, а также силовых органов, Носков может занять жесткую линию как по отношению к ДВК, так и по отношению к депутатскому корпусу. Подчеркну: здесь многое будет зависеть от того, насколько линия поведения депутатского корпуса или ДВК будет соответствовать тем задачам, которые приехал решать Носков.
– Как будут выстраиваться отношения с местными элитами?
– Я полагаю, что наши политические элиты не настолько сильны, чтобы всерьез противостоять новому единому главе города. За ним губернатор, за ним та мощная управленческая машина, которая выстраивается Глебом Никитиным. И конечно, при необходимости эта машина может пройтись катком по любому представителю политической элиты Дзержинска.
Другой вопрос, что наши элиты могут уйти на время в тень, чтобы посмотреть, как будет вести себя Носков, чтобы в дальнейшем понять слабые места в его характере, стиле деятельности, а потом постараться найти к нему надлежащий подход.
Конечно, очень хотелось бы, чтобы единый глава города и депутатский корпус работали вместе на благо населения.
Кстати, хочу сказать, что совсем недавно эксперты пришли к выводу, что надо серьезно заниматься модернизацией действующей Стратегии развития Дзержинска, принятой в 2015 году. В ней не получили отражение такие ведущие тренды, как цифровое общество, новое качество власти на базе формирования единой системы требований к муниципальным служащим, место Дзержинска в будущей Нижегородской агломерации, развитие туристического направления.
А между прочим, скоро Стратегия Глеба Никитина получит экспертную оценку из Москвы, вступит в силу, и нам неизбежно придется менять Стратегию развития Дзержинска. Полагаю, что Иван Носков проявит заинтересованность в том, чтобы Дзержинск внес большую лепту в успешную реализацию региональной Стратегии, перешел на рельсы инновационно-промышленного развития, консолидировал властные органы и гражданское общество в общем стремлении сделать город лучше.
Александр БЫЛКИН.
СПРАВКА
Иван Николаевич Носков родился 3 марта 1972 года в Новосибирске. В 1995 году окончил физический факультет Красноярского государственного университета, в 2010 году — факультет государственного и муниципального управления Российской академии государственной службы при Президенте Российской Федерации.
До 1998 года работал на различных должностях в коммерческих компаниях. С 1998 года — главный специалист, начальник отдела управления пищевой и перерабатывающей промышленности администрации Красноярского края. В 1999–2000 годах — советник начальника главного управления продовольственных ресурсов администрации Красноярского края. В 2000 году был избран депутатом Канского городского совета (г. Канск), до 2005 являлся председателем бюджетной комиссии горсовета.
В 2006 году Иван Носков возглавил иркутский филиал Фонда федерального имущества РФ, с 2007 по 2009 год работал в центральном аппарате Российского фонда федерального имущества. С 2009 по 2013 год руководил государственными учреждениями Северного административного округа Москвы. В сентябре 2013 года стал первым заместителем главы Солнечногорского муниципального района Московской области.
В мае 2014 года назначен министром жилищной политики, энергетики и транспорта Иркутской области. С ноября 2015 года и до мая 2017 года работал в должности вице-мэра Иркутска.
С 1 февраля 2018 года работал заместителем главы Нижнего Новгорода.