Главное – год продержаться?
В 2017 году жителям поселка Дачного, судя по всему, придется совсем несладко.
Дело в том, что в мае следующего года компания «Тандер» (управляет розничной сетью «Магнит») планирует открыть в окрестностях Дачного вторую очередь своего логистического центра (говоря по-русски, – склада).
Объездной же дороги, о необходимости которой не говорил за последние вот уже без малого десять лет разве что ленивый, нет пока даже в проекте. И появится она в лучшем случае, как признался на прошлой неделе градоначальник Сергей Попов, в 2018 году.
Из «дачников» в «неудачники»
Между тем и первой линии логистического центра хватило, чтобы превратить жизнь «дачников» в ад. Строительство склада на окраине Дачного началось в 2009-м году, именно тогда в поселке появились первые фуры. Когда стройка была завершена, поток тяжеловозов по узенькой поселковой дороге увеличился в разы, машины идут сплошным потоком в обоих направлениях круглосуточно.
По этой же проезжей части приходится передвигаться и велосипедистам, домашнему скоту, пешеходам, среди которых старики и дети (пешеходные дорожки здесь изначально не были предусмотрены). Зимой люди забираются в сугробы, чтобы пропустить грузовики. Стоит ли удивляться, что жители очень боятся выпускать детей из дома – опасно.
Дома, расположенные вдоль дороги, естественно, сотрясаются от сильных вибраций и в прямом смысле слова трещат. Дорога, не предназначенная для таких нагрузок, рассыпается (кстати, фуры наносят немалый вред и другим дзержинским магистралям, потому что заезжают непосредственно в город).
Сами «дачники» с тех пор именуют себя «неудачниками». И им даже страшно представить, что начнется в Дачном после того, как там появится вторая очередь магнитовского центра. Ведь как нетрудно догадаться, поток большегрузов увеличится вдвое.
Сколько ждать обещанного?
Жителей Дачного жестоко обманули. Когда распределительный центр только собирались строить на окраине поселка, власти твердо обещали им, что машины будут подъезжать к складу по специальной объездной дороге-дублеру, которую, дескать, обязательно построит долгожданный инвестор.
Но планы инвестора быстро изменились: он предложил городу принять участие в строительстве дублера на условиях софинансирования, и речь шла об очень больших для муниципальной казны деньгах (называлась сумма в 150-200 млн. рублей). Тогда депутаты Гордумы, помнится, возмущались, называя «Тандер» нарушителем, который в целях экономии не предусмотрел заранее необходимую для своей деятельности инфраструктуру. Тем не менее администрация согласилась принять участие в строительстве магистрали. И в августе 2013 года было заключено соответствующее соглашение, которое, впрочем, так и осталось пока на бумаге. Не помогло даже обсуждение проблемы на уровне области.
Городские власти угрожали магнитовцам карательными мерами, в частности, грозились установить весы на подъезде к поселку и брать с фирмы деньги за проезд крупнотоннажного транспорта. Но и в этом случае дальше разговоров дело не пошло.
Свет в конце тоннеля?
Жители поселка между тем боролись за свои права как могли. Куда только не обращались они со своей проблемой! Писали даже самому президенту Путину, и все безуспешно.
Казалось, что дело с мертвой точки не сдвинется никогда. Не далее как в марте нынешнего года на заседании думского комитета директор департамента стратегического развития Александр Козловский сообщил депутатам следующее: администрация не ведет никаких работ по проектировке объездной дороги в Дачный, хотя отлично понимает ее необходимость. А причина банальна – в бюджете не заложено денег.
Но свет в конце этого тоннеля, к счастью для «дачников», все же, кажется, забрезжил.
В начале мая в области состоялось выездное совещание, на котором обсуждались планы строительства объездной дороги. На мероприятии были и дзержинский сити-менеджер Виктор Нестеров, и представители «Тандера». Следом вопрос рассматривался на заседаниях комитета по городскому хозяйству и бюджетного комитета Гордумы.
Депутаты уже на ближайшем думском заседании собираются выделить на проектирование дороги более полутора миллионов рублей.
Однако это пока, по сути, благие пожелания, в отличие от второй очереди магнитовского распределительного центра.
«Вопрос очень сложный, пока мы делаем первые шаги на этом пути, – признал глава комитета по городскому хозяйству Олег Богданов. – Мы будем просить администрацию о выделении денег на проект и настаивать, чтобы он был сделан в кратчайшие сроки. Там частная земля, соответственно, с собственником надо будет договариваться о выкупе. И не факт, что переговоры будут быстрыми и успешными».
Не раньше 18-го года?
В идеале, по словам Олега Богданова, дорогу надо начинать делать не позже апреля следующего года, чтобы к моменту открытия второй очереди центра она могла взять на себя хотя бы часть транспортной нагрузки.
Но это, судя по всему, слишком оптимистичные прогнозы. Реальные планы скромней. Как мы уже упоминали, на недавней пресс-конференции глава города Сергей Попов высказал предположение, что дорогу-дублер раньше 2018-го года строить не начнут. Проект проектом, но надо же еще провести геологические, геодезические работы. А потом еще нельзя забывать о конкурсе среди подрядчиков, о подготовке конкурсной документации и о многих других нюансах. В общем, скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается.
Представители «Магнита», как выяснилось на недавнем выездном совещании, свою смету еще не составили: ждут, когда мы с проектом определимся.
Тебе половина, и мне половина
Дорогу, как и предполагалось ранее, будем прокладывать на двоих. Магистраль, как пояснил Сергей Попов, условно поделена на четыре участка: два построит «Тандер», два придется осилить городу.
Муниципальные власти, судя по всему, очень рассчитывают на финансовую помощь со стороны региона. «Область должна поучаствовать в проекте и выделить хотя бы половину суммы», – предположил Олег Богданов. Но пока это только благие пожелания.
Хорошо, конечно, что процесс вроде бы пошел. Но будет он, наверняка, не столь быстрым, как хотелось бы. Так что впереди у жителей поселка Дачного, как можно предположить, очень нелегкий год.
Зато если объездная дорога (в перспективе эта магистраль должна выходить на нижегородское шоссе, минуя город) все же появится в реальности, она значительно разгрузит поселковую часть городского округа, обеспечит дополнительный подъезд к грузовому порту.
«Репортер» будет следить за развитием событий.
Наталья ПАНКРАТОВА.