Гербовое обострение
Новым символом Дзержинска может стать китайский дракон.
На сайте Гордумы появились очередные варианты нового герба города – на сей раз от самого Союза российских геральдистов. Судя по всему, тысячи подписей, собранных дзержинцами около года назад в поддержку старого символа города, не особо впечатлили наши верхи. Убрав на какое-то время тему смены городского герба из общественного пространства (не иначе как по причине выборов в Гордуму), кто-то во власти исподволь продолжает гнуть свою линию.
Неожиданный поворот
Навязчивая идея о замене исторического символа города поселилась в головах отдельных представителей дзержинской власти еще несколько лет назад. Справедливости ради надо сказать, что не весь городской истеблишмент ее разделял (например, скептически воспринял эту идею бывший сити-менеджер Виноградов), тем не менее процесс по замене символики, как говорится в таких случаях, пошел.
Нам начали объяснять, что нынешний герб (теперь его предпочитают называть эмблемой) не соответствует неким эфемерным геральдическим нормам, утвердившимся в постсоветской России, а потому официально утвержден быть не может.
Казалось бы, что такого страшного – не может, ну и не надо. Невелика беда. Тем не менее в городе была создана специальная комиссия по разработке нового (правильного) герба.
Правда, ничего заметного она так и не выдала. Впрочем, дзержинцы по этому поводу не расстраивались: они-то в большинстве своем не в восторге от предложенных преобразований.
Тема то затухала, то опять всплывала на поверхность местного информационного пространства. В конце 2014 года ее вдруг реанимировал думский комитет по самоуправлению, спровоцировав протесты городских активистов. Видимо, для того, чтобы сбить волну народного недовольства, чиновники даже устроили среди горожан конкурс по разработке эскизов нового герба. Право выбирать лучший из них тоже предоставили горожанам посредством интернет-голосования. Выбрали…
После этого власти предпочли на время забыть о символике, а теперь аккуратно подсовывают горожанам совсем другое «творчество».
Маразм крепчал
Чем, на мой взгляд, хорош нынешний (исторический) герб-эмблема, так это тем, что разрабатывался он профессиональными художниками, но при этом местными и, безусловно, с любовью к родному городу. В старом символе на удивление просто и в то же время точно и полно отражается как история, так и специфика города. Думаю, их сможет уловить даже совершенно посторонний человек, причем без всяких объяснений и расшифровок.
А что же нам предлагают взамен геральдисты? Три эскиза – каждый в двух вариантах. Первыми как по месту расположения, так и, на мой взгляд, по степени своей неадекватности идут эскизы с драконами: в одном варианте он красный с зеленой веткой в лапе, в другом варианте – желтый (не иначе как китайский) с башней на голове. Догадайтесь, что означает это мифическое чудовище?! Цитирую: «По замыслу разработчиков, дракон символизирует борьбу с негативным воздействием на окружающую среду!». Ни больше ни меньше.
Ну, геральдисты! Нашли флагман борьбы за экологию! Предлагать такие символы городу, где год от года сокращается количество зеленых территорий, где скверы и аллеи с завидным постоянством отдаются под торговые центры, где ликвидируется электротранспорт можно, по-моему, только в качестве насмешки. Предположу, что над этими чудо-картинками работали люди, которые о Дзержинске услышали первый раз в жизни, приняв заказ.
Следом за драконами на думском сайте расположилась пара Гефестов (один – сидя, другой – стоя). Гефест в греческой мифологии, как известно, бог огня, покровитель кузнечного ремесла и самый искусный кузнец. Но российские геральдисты предлагают нам считать, что этот древний грек – «покровитель всех, кто работает», а огонь в его руках – это «химические процессы». Богатая, однако, у людей фантазия!
Так можно или нет?
Что касается вариантов последнего эскиза (на обоих изображены шестеренки, внутри которых расположен атом), то это произведение, явно созданное по мотивам нынешнего дзержинского герба. Но позвольте, господа-товарищи, буквально год назад вы уверяли нас, что никакие шестеренки на официально утвержденном гербе недопустимы. Выходит, вы вводили нас в заблуждение? Выходит, вполне допустимы? Так может быть, и колосья с колбами тоже сойдут? Чем они, в конце концов, хуже атома? (Последний все-таки гораздо больше подошел бы какому-нибудь городу атомщиков, например, Сарову.) Ради чего в этом случае городить огород?
Что солидно, а что нет?
А вообще, вся эта гербовая проблематика, по-моему, высосана из пальца. Европейская и российская геральдика родом из глубокого Средневековья. Пусть города, образованные в то время, имеют гербы, отвечающие всем средневековым канонам, которые взяты на вооружение современной Россией. (Зачастую это гербы княжеских родов, которые там когда-то правили.)
Зачем все это молодому промышленному городу – стопроцентному продукту советской эпохи? Это наша история, плохая или хорошая. Поразительно, с какой легкостью мы то и дело отказываемся от своих корней, стоит только чуть смениться политико-идеологическому ветру.
Все ссылки на федеральное законодательство, в частности на закон об общих принципах организации общего самоуправления, оказались обычным передергиванием. Все любопытные уже заглянули в этот ФЗ, и никаких жестких предписаний относительно символики в нем нет. Закон дает право иметь герб. Право, а не обязанность.
Теперь риторика сторонников символических замен несколько изменилась: придворные краеведы по местному телевидению убеждают нас, что, дескать, несолидно это как-то – не иметь официально утвержденного герба. Потрясающая логика! Не иметь, скажем, нормальных дорог и много чего другого – это ничего, сойдет. А вот без одобренного современными геральдистами герба ну никак нам не обойтись. Что он нам, собственно, даст? Будет ли от этого больше инвестиций, субсидий, субвенций? Ради чего мы отказываемся от своей истории?
Кстати, множество российских городов не имеют гербов: кто-то сохранил советские (ныне неканонические), кто-то не имел их вовсе. Не имеют большинство районов Нижегородской области, не имеют Бор, Выкса, Саров. И ничего, как-то живут, никого кары небесные до сих пор не постигли.
Какова цена вопроса?
И кстати, как в наши кризисные времена не вспомнить «о цене вопроса». Союз геральдистов работал над эскизами, выставленными на сайте Думы, безвозмездно, за спасибо? Если нет, то во сколько это удовольствие обошлось дзержинцам? В какую сумму выльются дальнейшие действия по смене символа города?
Вообще же, тратить деньги на смену вывесок в то время, когда отменяются все финансируемые из местного бюджета социальные льготы (как уверяют власти, по причине отсутствия денег), это, на мой взгляд, просто кощунство.
Наталья ПАНКРАТОВА.