Фотограф Руслан Лобанов: внутри у меня – праздник!
![](http://reporter-dz.ru/sites/default/files/styles/article_image/public/media/novosti/lobanov.jpg?itok=6V4wVjLc)
Рассматриваю фотографии, а в голове неотвязно крутятся вопросы: а это точно виды Дзержинска? И почему я раньше этого не замечала? Затем удивление сменяется восторгом: какой же яркий и удивительный у нас город!
Кто знает, возможно, что через некоторое время историю Дзержинска будут изучать и по снимкам Руслана ЛОБАНОВА. Руслан – успешный фотомастер, создатель-руководитель уникальной фотошколы «Фоторусло», организатор передвижной фотовыставки «Веревки» и преданный своему делу человек – сегодняшний гость «Основного инстинкта».
– Руслан, о твоей фотошколе не знает только ленивый, наверняка, есть такие, кто спрашивает: зачем воспитывать себе конкурентов?
– Тех, кто приходит ко мне на занятия, я не считаю конкурентами. Это коллеги, партнеры, товарищи. Я не вижу ничего плохого в конкуренции. Она подстегивает, дает стимулы к развитию. Помню знаковый момент в своей биографии – несколько лет назад снимал в одном из клубов, там же была и фотограф с сайта «Геометрия». Когда я увидел ее фотографии, они разительно отличались от того, что делал тогда я: качество было на порядок выше, другие ракурсы, сочная обработка. Тогда и пришло осознание, что всегда есть куда расти. Я стал пристальнее смотреть, как работают другие, стал заимствовать что-то недостающее мне. Фотография – такое искусство, где надо учиться постоянно.
Так и в фотошколе на каждом занятии я говорю ученикам, что надо всегда сравнивать свои работы с другими, но при этом стремиться создавать уникальный продукт.
Если же старшие коллеги намекают на то, что я «штампую» конкурентов, то я отношусь к этим заявлениям спокойно. Мне важно, чтобы как можно больше людей овладели искусством фотографии на высоком уровне. Многие мои выпускники сотрудничают с новостными городскими порталами, развлекательными центрами, проводят индивидуальные фотосессии. Еще их работы можно наблюдать на передвижной фотовыставке «Веревки». И я вижу, что они постоянно совершенствуются.
– Я примерно представляю, сколько стоят отдельные мастер-классы фотографов, а твои занятия бесплатны. Ты такой альтруист по жизни?
– Моим первым серьезным наставником в фотоделе был Сергей Кузюткин из фотостудии «Мечта». Он учил меня бесплатно, давал, ничего не требуя взамен. А это было совсем недавно – в 2008 году, когда я купил свой первый зеркальный фотоаппарат.
И я чувствую, что если в меня что-то вложили бескорыстно, то пришло время отдавать.
– Получается, ты в этой профессии совсем недавно?
– А шесть лет – разве не приличный срок? Особенно если учесть, что цифровая фотография – искусство очень молодое. Еще лет 15 назад простые цифровые «мыльницы» стоили нереальных денег. Если говорить о фотоделе как о профессии, то у меня все началось с покупки первого зеркального фотоаппарата. Но желание ловить моменты было всегда: ранее я фотографировал на телефон, была и цифровая «мыльница». Когда пацаном был, то всюду бегал с папиным ФЭДом, но тогда было чуть сложнее и технически, и финансово. Многие юные фотографы и не застали те времена, когда фотографировали на пленку, которую надо было проявлять, потом самостоятельно печатать фотографии, это была сложная и интересная технология.
Фотография тогда была занятием для избранных, очень недешевым, стать фотографом было гораздо сложнее. Сейчас входной порог понизился, достаточно купить «стартовый» аппарат.
– Ты работал и с пленкой, чего лишены многие юные фотографы, и с цифрой. Что-то изменилось в сознании фотографов со сменой технологий?
– Наверное, пропала магия момента, ощущение охоты за удачным кадром. Сейчас мгновения можно буквально тиражировать. А в «пленочную эпоху» у фотографа почти не было права на ошибку, снимок ты сразу не видел. Нужно было особое чутье, знание, как выстроить кадр заранее, до того, как нажать кнопку. Сейчас можно увидеть сразу, исправиться. Хотя на определенном этапе ты начинаешь работать как профессионал, выстраивать картинку в сознании. Высший пилотаж – снять одним дублем.
С новыми технологиями все стало проще, доступнее, но и уровень фотографии очень вырос.
А в пленке и сейчас работают, но это элитарное искусство.
– С твоей точки зрения, фотограф – он кто?
– Это наблюдатель. И фотоаппарат для него как дополнительный орган зрения. Но нужно не только наблюдать, видеть, но и донести до других то, что ты увидел.
– Кстати, как ты сам себя называешь – фотограф, художник?
– Я фотограф, зачем выпендриваться? Когда начинал, то да, думал, как бы выделиться, писал на визитках – свадебный фотожурналист. Сейчас смешно. Чем проще, тем понятнее, ближе людям.
– Знаешь, когда я поняла, что я не фотограф? Когда осознала, что, настороженно глядя на мир через видоискатель, я лишаю себя возможности видеть мир своими глазами, впитывать момент.
– Да, фотограф должен жертвовать этой возможностью увидеть «здесь и сейчас» в угоду тому, чтобы запечатлеть что-то. Согласен, что в процессе съемки мы эмоций недополучаем, приходится очень трезво, расчетливо подходить к каждому кадру, думать о технических параметрах, ловить свет. Но момент наслаждения мгновением никуда не уходит, он просто сдвигается во времени. Его можно сполна получить потом, когда ты будешь разбирать, сортировать, обрабатывать фотографии. Есть в психологии понятие «якорь» – мы якорим атмосферу, эмоции, создаем отпечаток.
А еще важно, что в момент публикации снимков эти моменты будут переживать и все остальные.
– Одна из излюбленных твоих тем – это съемка города. И, признаться, рассматривая фотографии, я не всегда узнаю Дзержинск. Как тебе удается найти такие неожиданные ракурсы? Смотришь и удивляешься, а город-то у нас вовсе не серый, а яркий, интересный.
– Фотография – это внутренний мир. Что у тебя внутри, то ты и на снимок «вытаскиваешь», хороший снимок получается только тогда, если есть связь с объектом съемки. Если у кого-то излюбленная тема – развалины, обшарпанные стены, значит, и внутри у него неполадки, разруха. У меня внутри – праздник, я счастлив. И вокруг себя я вижу красоту и хочу делиться этим с окружающими. Всегда ищу, а как по-новому можно взглянуть на всем известное здание, улицу.
– А теперь представь, что к нам в город прилетает делегация инопланетных фотографов и тебе предстоит показать им несколько знаковых мест для съемки в Дзержинске. И по этим снимкам будут о нашей планете судить. Что ты им покажешь?
– Я бы начал с въезда в город, от Северных ворот. Да, кого-то новая въездная конструкция приводит в ужас, но всегда можно подобрать удачный ракурс, время съемок. Вечером, с подсветкой она смотрится весьма эффектно. Далее бы поехали по улице Чкалова до дома с курдонером, Дома со шпилем. Погуляли бы по отремонтированному скверу. Это отличные места для съемок.
– Новый цвет Дома со шпилем не смущает?
– А он разный, он меняется. Этот ядрено-зеленый цвет отзывается на разное освещение. Он шикарен ночью. И, думаю, со временем он немного выцветет, станет более спокойным.
– Хорошо, что дальше?..
– Экскурсия по исторической части города – старый город прекрасен, в нем есть душа, неповторимый облик. Что ни дом, площадь, то целая история, хватит не на одну фотосессию. Сделал бы акцент на площади Маяковского, площади Ленина, ДКХ. Обязательно проспект Ленина. Обратил бы внимание на кинотеатр «Родина», показал бы, что не все в нашем городе так радужно. Может быть, попросил помощи отремонтировать его, город-то у нас такой цветущий, яркий, и вдруг развалины.
Будет время – обязательно свожу гостей к Святому озеру, в дендрарий, там много потрясающих видов. А если говорить о современной части города, то мне лично нравится шестнадцатиэтажка. Сама по себе она столб, но это и самая высокая точка города, если удастся залезть на крышу, то будет чего поснимать. Вообще, в нашем городе масса уникальных зданий – это храм Воскресения Христова, новая мечеть, перинатальный центр, ЦЗН, здание Политеха, Дом книги.
– Такая влюбленность в город – это редкость.
– Она появилась именно с приходом в мою жизнь фотографии. Я стал обращать пристальное внимание на архитектуру, на улицы. Я стал настоящим патриотом города. А еще благодаря фотографии я могу наблюдать, как меняется город, это видно, даже если судить только по моему фотоархиву, а он у меня недавний, с 2008 года. Я очень рад, что город растет, что ремонтируют фасады.
Человек состоит еще и из того, что его окружает, из городской среды, пространства в том числе. Если вокруг такие красивые, яркие здания, то и настроение поднимается. Значит, и люди должны как-то меняться к лучшему.
– Представь, что к выпуску готовится новая денежная купюра с видом Дзержинска. Что бы ты хотел на нее поместить?
– У меня есть такой снимок – Дом со шпилем. Еще один знаковый объект для Дзержинска – Шуховская башня.
– Как ты относишься к увлечению обработкой фото?
– Это мода, и как любая мода – она проходит. Сейчас в моде фиолетовые тона, повышенная резкость, высветленные тени. Фотографии с буквами, усами, шляпами. Ну и что?
Мне лично близка классика, она не стареет, эти фотографии будут интересны и через много лет. Мне важно как можно больше естественности при минимуме обработки. Намного интереснее сделать фотографию уникальной с точки зрения ракурса, оптики, а не с помощью компьютерных фишек.
– Ремеслом фотографа можно заработать на жизнь?
– Вполне. В небольших, так скажем, нестоличных городах вроде нашего основной хлеб – это свадьбы. Наверное, в крупных городах можно и на рекламной съемке неплохо заработать. В съемке свадеб свои сложности – фотограф должен быть и психологом. Обязательно встречаюсь с клиентами заранее, обговариваю формат работы. Бывает, что вкусы не совпадают, но стараюсь не отказывать. Зато как приятно потом слушать отзывы о своей работе, иногда даже снимки не готовы, а тебя уже благодарят. А я в свою очередь благодарен своим заказчикам, потому что с их стороны тоже происходит работа.
– В чем основной инстинкт Руслана Лобанова?
– Жить здесь и сейчас, наслаждаться моментом, видеть красоту и показывать ее людям. Помогать людям и вдохновлять их.