Есть информация, что МУП «Экспресс» в ближайшее время ждет реорганизация

Разбираем варианты, как может сложиться дальнейшая судьба транспортного предприятия.
К началу 2025 года МУПы в России должны быть ликвидированы. Соответствующий закон был принят в 2019 году по инициативе антимонопольной службы. Однако Совет Федерации предлагает продлить срок ликвидации до 2030 года, но решение пока не принято.
Реформа, естественно, ждет и дзержинские МУПы, в том числе «Экспресс».
Впрочем, пока нет никакой конкретики относительно того, какое будущее ждет предприятие.
Как пояснил «Репортеру» руководитель инициативной группы «Дзержинцы за общественный транспорт» Андрей Блохин, есть два пути его реорганизации: приватизация и передача в госсобственность. У любого решения есть свои плюсы и минусы.
Частный капитал: за и против
В случае приватизации, например акционирования, скорее всего, контрольный пакет акций будет в руках областного правительства или регионального Минтранса.
Плюс акционирования в том, что становится возможным привлечение капитала со стороны на осуществление каких-то крупных инфраструктурных проектов, заключение концессионных соглашений.
Так, например, в том же Нижнем Новгороде все трамвайное хозяйство: депо, пути, контактные сети и вообще все обслуживание трамваев – было передано в ведение специально созданного ООО «Экологические проекты» именно для того, чтобы привлекать дополнительное финансирование на реконструкцию трамвайных путей.
Главным минусом этого варианта можно считать потерю финансовой прозрачности.
«При акционировании МУПов, которое проведено в ряде регионов, предприятия теряли свою финансовую прозрачность: в частности, сведения о зарплатах директоров, заместителей, бухгалтеров и так далее становились закрытой для общественности информацией, которая в публичном доступе не публикуется», – рассказывает Андрей Блохин.
К тому же значительное число акций может оказаться у сторонних лиц, не заинтересованных по каким-то причинам в стабильной работе предприятия. Если же предприятие будет работать успешно, с прибылью, то дивиденды будут уходить акционерам, вместо того чтобы вкладываться в развитие.
Госсобственность: за и против
К плюсам реорганизации МУПа в госпредприятие можно отнести сохранение финансовой прозрачности, которая дает возможность хоть какого-то контроля за движением денежных средств. Финансовых ресурсов у области не в пример больше, чем у города, поэтому можно ожидать, что и денег на транспортное хозяйство будет выделяться больше. Предприятию будет проще получать федеральные субсидии, в том числе на обновление подвижного состава. Быстрее можно будет получить деньги, положенные по контракту, заключенному с областью: они напрямую будут перечисляться на предприятие.
Немаловажно и то, что госпредприятие никуда не денется, это более надежная структура, чем АО или ООО.
«В связи с тем что у нас каких-то крупных инфраструктурных проектов, требующих инвестиций, не обсуждается, думаю, модель госпредприятия более приемлема для нас, как потребителей транспортных услуг», – полагает Андрей Блохин.
Минусы такого варианта очевидны.
«Мы сейчас видим: региональный Минтранс жалоб жителей на плохую работу транспорта просто не слышит, видимо, потому что он далеко от нас, – констатирует Андрей Блохин. – Взаимодействовать с руководством предприятия, которое сидит в областной столище, и горожанам, и сотрудникам предприятия будет сложнее».
Наталья ПАНКРАТОВА.