«Если залы пустуют, значит, нужен новый формат»

В Дзержинске открылась новая картинная галерея. "Репортер" решил выяснить сможет ли она объединить местных художников и стать востребованной у горожан?
Новая галерея располагается в ДКХ на третьем этаже. Как говорит инициатор ее создания Андрей Демидов, идея возникла после общения с дзержинскими художниками. Администрация и Гордума поддержали почин, передали в безвозмездное пользование галерее фойе лекционного зала Дворца культуры химиков. Сейчас там выставлено 66 полотен 40 местных живописцев.
Планов у Андрея Демидова громадье: в галерее планируется регулярно проводить экскурсии, мастер-классы, лекции (рассказывать о живописи вообще и творчестве наших живописцев). По словам нашего собеседника, проект некоммерческий, купить картины в галерее нельзя. «Хотя художников, конечно, пиарим, можем дать их телефон», – уточнил он. Экскурсии пока тоже бесплатные, но через некоторое время, возможно, придется ввести какую-то плату, чтобы содержать экскурсовода.
Самым активным образом планируется приобщать к искусству школьников, но сначала придется сагитировать педагогический состав. В ближайшее время Андрей Иванович планирует посетить городское управление образования, выступить перед заместителями директоров по воспитательной работе, сводить их в галерею на экскурсию, устроить для них мастер-класс.
Художников много, и разных
В Дзержинске живет и творит более ста художников, которые работают в самых разных жанрах, пользуются разными живописными техниками. Неудивительно, что все люди, вращающиеся в местных художественных кругах, с которыми нам удалось пообщаться, уверены: Дзержинск остро нуждается в художественной галерее, которая объединила бы всех местных живописцев и была востребованной у горожан.
«У нас много художников, в том числе и молодых, с новыми идеями, которые выдают креативный продукт, которых замечают в нижегородском отделении Союза художников и выставляют в Нижнем Новгороде. Этот формат – галерея местных художников – он абсолютно востребован, у него хороший потенциал», – уверен Ким Костин, куратор нашумевшего проекта «Дыхание города», благодаря которому на фасадах домов появились репродукции картин всемирно известных художников.
Конечно, картины дзержинских живописцев регулярно появляются в выставочных залах краеведческого музея, но этого ресурса явно недостаточно. Некоторые попытались открыть свои галереи. Так, в Торгово-промышленной палате долгое время работала художественная галерея «GALA», в которой были представлены работы Алексея Аникина и Галины Шафранской. Однако она закрылась, по словам Алексея Аникина, из-за слишком высоких арендных платежей. Еще в городе существует художественная галерея «Монмартр», хозяйкой которой является художница Ольга Устинова. Но претендовать на общегородскую такая галерея все-таки не может.
Не так давно с подачи Кима Костина в Дзержинске появилась галерея современного искусства «Вагон», менеджером которой он стал. То есть в нашем городе появились люди, которые целенаправленно пытаются продвигать полотна местных художников в массы. Впрочем, из-за конфликта, возникшего у организаторов «Вагона» с бывшими партнерами по аренде помещения, будущее галереи под вопросом. Так что галерейная ниша в нашем городе пока не занята.
Почему разваливаются галереи?
«Я по миру и по России много езжу. Есть города гораздо меньше Дзержинска, в которых галереи успешно работают», – констатирует Алексей Аникин. Так почему же в Дзержинске, несмотря на большое количество художественных талантов, галерейное дело находится в зачаточном состоянии? Художник считает, что главный тормоз – экономический, в частности высокая арендная плата. Да, теоретически картинная галерея – это коммерческий проект по продаже полотен, но только не в Дзержинске.
У нас это все же проект альтруистический. Абсолютное большинство дзержинцев, по словам художника, приходят в галереи именно полюбоваться живописью – по понятным причинам. Деньги за билеты тоже не берутся. В этой ситуации без поддержки мэрии или спонсоров галерее выжить сложно.
С Алексеем Аникиным отчасти согласен и Ким Костин. «Галерей, которые окупаются за счет продажи полотен, вообще немного. В Дзержинске это априори невозможно: картин покупается мало, ценник низкий. Это не бизнес, не то, что могло бы обеспечить выживаемость галереи и художника. Эта сфера на грани социального предпринимательства», – уверен наш собеседник. В то же время, по его мнению, галерея может свести концы с концами, если есть интересные схемы в голове ее создателей, предполагающие какие-то «побочные» заработки. А материальная выгода партнеров может быть только в повышении привлекательности самой площадки, где размещается галерея, если, например, по соседству с ней есть какие-то торговые точки.
Наш собеседник уверен, что оптимальный, наиболее жизнеспособный вариант существования художественной галереи в нашем городе – партнерство с муниципалитетом. «Вагону» городские власти помогали организационно, совместными проектами. «Если муниципалитет предоставляет площадь новой галерее – это шаг вперед, это замечательное подспорье нашей очень слабенькой сфере искусства», – уверен Ким Костин.
«Молодежь – интересующаяся аудитория»
А готовы ли горожане идти в наши художественные галереи? Насколько вообще востребовано сегодня художественное творчество, особенно у молодежи? Ведь рынок досуга сейчас очень разнообразен, а главное развлечение молодежи – гаджет – всегда под рукой.
«У каждого есть дома душ, но тем не менее многие люди любят ходить в баню. Так и с картинами, интернет не заменит галерею», – уверен Андрей Демидов. Впрочем, для того, чтобы его детище стало местом притяжения дзержинцев, придется приложить немало усилий.
«Художественное творчество является востребованным. Если залы пустуют, это говорит только о том, что старый формат не работает и нужен новый. Посмотрите современные галереи в Нижнем Новгороде: FUTURO Gallery, «Арсенал». У них прекрасная посещаемость, причем речь идет о молодежи. Современный формат возможен, если люди готовы тратить на это время и средства», – объясняет Ким Костин.
По его словам, молодежь – очень интересующаяся аудитория, лояльная и открытая. Поэтому все зависит от подачи художественного искусства. Вообще, галерейная деятельность заключается не в том, чтобы повесить картину на стену, необходимо сделать привлекательный контент.
Работа должна быть комплексной, включающей презентации, образовательные мероприятия, работу в студии, разнообразные лекции и многое другое. В упомянутом «Вагоне» большим спросом пользовались, например, занятия по актерскому мастерству.
В общем, на базе галереи, которая объединяла бы всех художников, требуется создать «креативное пространство».
Впрочем, по мнению моих собеседников, любые инициативы по созданию художественной галереи в Дзержинске полезны. По словам Алексея Аникина, спрос на них среди художников очень большой, все дзержинские живописцы будут рады любой новой возможности представить публике свои работы, потому что «работа в стол убивает». «Чем больше будет таких начинаний, тем больше шансов, что одно из них выстрелит», – полагает Ким Костин.
Наталья ПАНКРАТОВА.