Электронный или бумажный?
«Репортер» попытался ответить на вопросы горожан по поводу автоматизированной системы оплаты проезда в общественном транспорте. Сделать это оказалось не просто…
Новый год и автоматизированная система оплаты проезда (АСОП) вошли в жизнь дзержинцев одновременно. И вот уже без малого два месяца эта система, как и все новое, проходит трудный путь вживления в действительность. Но в конце февраля трудности переходного периода, пожалуй, из «цветочков» превратились в «ягодки». И главная проблема заключена в нестабильности информации: она меняется чуть ли не каждый день. Нетрудно догадаться, что у дзержинцев от всего этого голова кругом идет…
Семь пятниц на неделе
Все началось с того, что в минувший четверг в редакцию нашей газеты позвонила пенсионерка Людмила Александровна с жалобой на то, что ей не удалось приобрести привычный льготный проездной на март, – тот самый, состоящий из талончиков. Хотя «Репортер», попеняла наша постоянная читательница, совсем недавно писал о том, что какое-то время оба варианта проездных – электронный и бумажный – в Дзержинске будут равноправными.
Действительно, писали. А в основу этой заметки был положен пресс-релиз из администрации города. Причем, получив его, мы решили перепроверить столь важную для горожан информацию и позвонили в пресс-службу мэрии – там ее, разумеется, подтвердили.
После звонка читательницы мы уже напрямую связались с МУП «Экспресс», чтобы из первых уст узнать, что к чему, и расставить все точки по местам. В МУП, ссылаясь на информацию из областного министерства транспорта, ответственно заявили: мартовские проездные для пенсионеров и с ограниченным, и с неограниченным числом поездок теперь будут только в электронном варианте, а в муповских точках по продаже проездных можно будет приобрести лишь пластиковые абонементы для школьников и студентов.
И кто бы мог подумать, что уже в субботу из минтранса области придет в МУП «Экспресс» другая информация: бумажным проездным и пластиковым абонементам для льготников все же разрешено еще немного «пожить». По крайней мере, в марте у электронных проездных точно будет альтернатива. Можно только порадоваться, что в министерстве вовремя спохватились и оставили хотя бы на время льготникам, большинство из которых пожилые люди, два варианта проездных на выбор.
В понедельник, как нам удалось узнать в «Экспрессе», предприятие подало в область заявку на поставку бумажных проездных. Но когда они поступят в продажу, пока неизвестно.
Ну а тем дзержинским льготникам, кто уже оформил льготную транспортную карту и готов ею пользоваться, нужно до 1 марта успеть положить деньги на нее и записать нужный вид льготного проездного. Но и с этим, судя по звонкам наших читателей и комментариям в соцсетях, есть загвоздка. Кому-то из них не удалось пополнить льготные транспортные карты в сбербанковских банкоматах, кто-то не смог это сделать в точках «Пресс-курьера», а у кого-то и через сервис «Сбербанк-онлайн» ничего не вышло.
Карту нужно «оживить»
Есть подозрение, что в большинстве случаев причина неудач одна и та же и кроется она… в новизне льготных транспортных карт. Новые – значит, ни разу не использованные, и по этой причине система их не «видит».
В пресс-службе «Ситикард» (напомним, что эта компания является оператором АСОП в Нижегородской области) подтвердили, что все без исключения новые транспортные карты – льготные, нельготные персональные, неперсональные – требуют активации.
Неперсональные карты активируются в момент их приобретения. Учтите, что невозможно сначала стать обладателем карты, а уж потом, когда-нибудь, ее активировать и пополнить, – эта услуга по типу «три в одном». Допустим, вы хотите внести на новую карту 50 рублей, тогда с вас возьмут 100, 50 из которых придется заплатить за активацию, а не за карту – она бесплатная. Обратите внимание на то, что деньги за активацию берутся единожды.
С льготными транспортными картами дело обстоит иначе: их активация бесплатная, но «оживить» карту там, где вы ее получили, не удастся. Для активации нужно специальное оборудование, которого нет, например, в МФЦ, на большинстве устройств самообслуживания Сбербанка. Понятно, что и через «Сбербанк-онлайн» по этой же причине не получится внести платеж на новую карту.
В «Ситикард» мы выяснили, где же в Дзержинске можно совершить самую первую операцию с льготной транспортной картой. Ее активация и, разумеется, одновременное пополнение возможны в киоске «Роспечать», что находится на автовокзале, на Привокзальной площади, 2. Можно обратиться в магазины «Прессмаркер», расположенные по адресам: ул. Грибоедова, 17, ул. Маяковского, 3, ул. Строителей 9-в. А также в мини-маркеты по продаже канцтоваров «Пресс-курьер» – их по городу разбросано более трех десятков, но пока активация и пополнение транспортных карт возможны только в половине из них (адреса можно уточнить на сайте «Ситикард»).
Правда, некоторые наши читатели все же утверждают, что в отдельных мини-маркетах пока не получается «запустить» льготную карту. В «Ситикард» склонны списывать это на человеческий фактор: предполагают, что сотрудники «Пресс-курьера» пока недостаточно хорошо разобрались в технологии пополнения карт, и готовы провести дополнительный инструктаж на проблемных точках…
Но есть и хорошие новости от «Ситикард»: к процессу внедрения в Дзержинске АСОП на днях подключились и почтовые отделения. Не все, всего семь. Вот их адреса: пл. Дзержинского, 4, пр. Циолковского, 20, пр. Циолковского, 78, ул. Гайдара, 30, пр. Чкалова, 51, ул. Ватутина, 5, пр. Ленина, 84. Здесь можно не только приобрести неперсональную транспортную карту, но также активировать и пополнить все виды карт, в том числе и льготную.
С пополнением!
Теперь про пополнение транспортной карты. Вариантов здесь уже больше, чем в случае с активацией: сбербанковские устройства самообслуживания и банкоматы, онлайн-сервисы, киоск «Роспечать», мини-маркеты «Пресс-курьер», магазины «Прессмаркер», почтовые отделения опять же.
О сбербанковских устройствах самообслуживания стоит замолвить отдельное словечко: пополнить в них карту можно, введя ее номер вручную. Если у вас карта нового образца, с QR-кодом на оборотной стороне, то положить на нее деньги вы сможете еще проще – выбрав пункт меню «Платежи по штрихкоду» и приложив карту к считывателю кода. В этом случае вам не придется идти длинным путем к нужному виду платежа: программа сама быстро приведет вас к услуге. Вам останется только «забить» в строку сумму пополнения.
Только учите, что пополнение, выполненное дистанционно, то есть через устройства самообслуживания, банкоматы и онлайн-сервисы, нужно обязательно записать на карту! Сделать это можно только на следующий день прямо в транспорте. Для этого достаточно приложить карту к терминалу кондуктора. Сначала мгновенно запишется пополнение, а затем будет оплачен проезд. Таким образом, вы получите два чека.
Если хотите избежать отложенного пополнения и сразу воспользоваться деньгами на счету карты, тогда проведите платеж через кассира: зайдите на почту, в мини-маркет «Пресс-курьер» или киоск «Роспечать».
Могу поделиться личным опытом пополнения транспортной карты (правда, неперсональной, обычной) через сервис «Сбербанк-онлайн». В приложении к андроиду мне так и не удалось найти нужный вид платежа. А вот на компьютере, как выяснилось, возможности этого сервиса шире: без проблем нашла графу «Транспорт», а затем и «Ситикард», перебросила денежку с банковской карты на транспортную и получила в ответ «Оплачено». А вот уже потом на своем смартфоне в онлайн-сервисе, в истории своих переводов, нашла этот платеж – теперь могу и через телефон его повторять, как закончатся деньги на транспортной карте.
А напоследок один любопытный штрих: от специалистов «Ситикард» узнала, что к каждой транспортной карте, будь то персональная или обычная, гражданская, нам должны выдавать памятки-инструкции, где подробно описано, как их использовать и пополнять. Ни мне, ни моим родственникам-льготникам, ни моим знакомым не довелось подержать в руках это руководство к действию…
Елена СЕРОВА.