Дзержинской системе образования грозит организационно-управленческий кризис
Пока глава города Иван Носков меняет своих замов по социальной политике, отдавая предпочтение людям, далеким от социальной сферы, Дзержинск будоражат слухи о нездоровой обстановке, сложившейся в городской сфере образования, оставшейся без должного контроля сверху.
В частности, поговаривают о структурных пертурбациях, серьезно усложнивших процедуру финансирования системы, а также, мягко говоря, не совсем корректном отношении к подчиненным руководителя департамента образования Ольги Палеевой.
И слухи, судя по всему, не так уж далеки от реальности. О негативных процессах, которые происходят в муниципальной образовательной сфере, «Репортеру» рассказал руководитель одной из образовательных организаций города, пожелавший остаться неизвестным.
У семи нянек
«Мир сошел с ума», – начинает разговор наш собеседник. И действительно его рассказ создает ощущение зазеркалья, где все доведено до абсурда.
Конечно, в системе образования и прежде дела шли неидеально. Застарелой можно считать проблему недофинансирования образовательных организаций из местного бюджета (из городской казны, в частности, выделяются деньги на ремонт и содержание зданий). Вот и в прошлом году на подготовку к новому учебному году одни учреждения получили копейки, другие – ни копейки. Но к таким условиям директора и заведующие смогли как-то приспособиться, со многими хозяйственными проблемами научились справляться своими силами.
Однако ситуация серьезно осложнилась, после того как централизованная бухгалтерия учреждений образования была передана в подчинение департаменту финансов. При этом локальные сметные расчеты для образовательных учреждений выполняет... департамент ЖКХ. Как бывает в таких ситуациях, у семи нянек дитя без глазу.
И если ничего не изменится, то все эти реорганизации, по мнению нашего собеседника, в обозримом будущем могут привести к организационно-управленческому развалу городской системы образования.
Фантастическая волокита
– Сейчас руководители образовательных организаций вынуждены проходить процедуру согласования, зачастую унизительную, даже самых незначительных трат. Причем начинаются эти согласования в департаменте образования, а заканчиваются – в департаменте финансов. Стоит ли удивляться, что они длятся месяцами! В результате управленческие решения, которые могут быть приняты в течение недели, растягиваются на полгода. С каждой бумажкой приходится бегать по самым разным инстанциям, потому что нами сейчас руководят все. В январе начинаешь ходатайствовать о чем-то, в лучшем случае к сентябрю сделаешь.
А бывает и так, что бегаешь пару месяцев по кабинетам и узнаешь, что в финансировании отказано. Или пишешь кучу бумаг, готовишь какие-то финансовые документы для участия в торгах, а Федоров (директор департамента финансов) вдруг сообщает, что денег нет, – говорит наш собеседник. – Даже деньги депутатских фондов, которые стали для образовательных организаций хорошим подспорьем в условиях недофинансирования из городского бюджета, сейчас получить не так-то просто: их выделение тоже согласовывается с большим скрипом.
Я общаюсь с коллегами из других районов Нижегородской области и знаю, что такой безобразной бюрократии там нет. Если сравнить нашу, городскую систему образования с машиной, то она сегодня, по сути, не может двигаться.
Никто не понимает, что происходит
При этом руководители образовательных организаций сейчас едва ли не самыми последними узнают о планах финансового департамента, то есть до последнего находятся в неведении относительно объемов финансирования возглавляемого учреждения. Это нормально?! Сегодня у большинства директоров и заведующих нет ясности даже по поводу финансирования мероприятий по обеспечению безопасности – антитеррористических, противопожарных, санитарных. Между тем после пандемии усилился контроль над образовательными организациями со стороны органов санитарного надзора, к нам приходят с плановыми проверками, нам выдают огромное количество предписаний, выписывают штрафы. Для того чтобы их заплатить, нужны деньги, а я точно не знаю, сколько средств будет выделено нашей организации в этом году, будут ли вообще ассигнования на подготовку к учебному году. До нас эту информацию просто не доводят. Обращаюсь в департамент образования за содействием, а в ответ слышу вопрос: «А где вы будете брать деньги?» Получается, что все чем-то заняты, но никто толком не понимает, что происходит, сколько и кому требуется средств и будут ли они в конечном итоге выделены.
Карандаши с аукциона
Не пошла на пользу городской сфере образования и централизация системы закупок, проводимая в Дзержинске. Теперь через торги единым лотом приобретаются даже самые дешевые товары и услуги, которые раньше школы, детские сады и прочие учреждения образования могли приобретать самостоятельно – например, бумага для принтеров, канцелярские принадлежности, заправка картриджей и даже медосмотры сотрудников. Весной на территориях образовательных организаций традиционно проводится акарицидная обработка (комплекс мер по уничтожению клещей. – Прим. ред.). Стоимость ее смешная, но департамент финансов решил провести электронные торги. Я не знаю, сколько средств в итоге сэкономил городской бюджет. Думаю, что немного. Но из-за того, что процедура подготовки к аукциону была затянута, обработка началась с опозданием и проведена не везде и некоторые школы, насколько мне известно, не могут в итоге получить разрешение Роспотребнадзора на открытие школьных лагерей.
Качество товаров и услуг, которые приобретаются на торгах, давно стало притчей во языцех, в связи с тем что победителем становится тот, кто предлагает меньшую цену. Наши принтеры «зажевывают» закупленную через аукцион бумагу, канцтовары ломаются. Было разыграно обслуживание оргтехники – заправка картриджа по итогам торгов стоит менее 80 рублей. Что и какого объема можно заправить на эту сумму в картридж? А ведь оргтехника во многих образовательных организациях используется очень интенсивно, в школах, например, проводятся масштабные мероприятия, связанные с аттестацией работников, обучающихся.
Не успеваем работать с учениками
Еще одна больная для нас тема – бюрократизация самой сферы образования, достигшая каких-то запредельных размеров. Нас замучило региональное министерство, замучил департамент, где, на мой взгляд, нет четко выстроенной вертикали власти, каждый считает себя начальником. Все шлют нам письма: они могут приходить каждые десять, пятнадцать, двадцать минут. (В подтверждение своих слов наша собеседница показывает электронную почту. – Прим. ред.).
Такое ощущение, будто наши руководители совершенно забыли о том, что основная функция образовательных организаций – учить и воспитывать. Мы же сегодня не успеваем работать с нашими учениками и воспитанниками, потому что мы заняты бесконечными отписками. Присылают письмо в 9 утра и требуют немедленно ответить. Но утром, например, в школах идет образовательный процесс, у директора могут быть уроки, какие-то другие срочные дела. Однако это никого не волнует. Если с ответом вышла задержка, руководителю организации скажут что-то вроде: «Не нравится – можешь написать заявление об уходе». Это в лучшем случае. В худшем позвонят, накричат и вызовут на ковер. Возникает ощущение загнанности в угол.
Обращаются уничижительно
Пожалуй, именно эта нездоровая моральная атмосфера, которая сложилась в нашей системе образования после того, как ее возглавила Ольга Палеева, удручает больше всего. Руководители образовательных организаций, выбитые из колеи финансовой неразберихой, боятся задать лишний вопрос руководителю департамента, обратиться к нему с просьбой или проблемой.
Наши вопросы, как правило, воспринимаются в штыки, на нас постоянно кричат, обращаются порой просто уничижительно. Сегодня, насколько я понимаю, такое отношение ко многим. О субординации, интеллигентности, даже элементарной вежливости нет и речи.
Позиция руководителя департамента такая: не сделаете вы – найдутся другие, которые сделают и будут послушны. Но это неправильно. Люди, отработавшие в системе образования много лет, не могут быть послушными. Да, нас много, мы разные, но все грамотные специалисты и творческие люди, и каждый из нас достоин уважительного отношения.
До Ольги Владимировны уровень общения в департаменте был другой. Может, сегодняшняя жизнь с ее рвачеством заставляет многих быть жестче, грубее. Но все-таки руководитель системы образования, с моей точки зрения, просто обязан сохранять традицию корректного отношения к подчиненным и вообще к людям, которая была заложена в нашей сфере много десятилетий назад.
Сейчас в наших образовательных организациях все сотрудники красят, белят, строят, чистят, собирают, вывозят мусор, что-то ремонтируют и так далее, потому что гораздо легче сделать что-то своими силами, чем обратиться к главе департамента, попросить сделать смету, определить объем ассигнований.
Любая проверка департамента образования для нас – страх и унижение. К нам не ездят помогать, к нам ездят только проверять. Причем проверяют то, что сделано без бюджетного финансирования. С нас спрашивают, не давая при этом ни копейки денег. Требуют результата, не обеспечив минимальными средствами.
Главное – не высовываться
Вы знаете, если говорить о финансовой стороне дела, то были времена и победнее, чем сейчас – например, 90-е годы. Но тогда наше руководство, наоборот, нас сплачивало, воодушевляло. Мы были единой командой и на голом энтузиазме достигли огромных успехов: дзержинская система образования считалось одной из лучших в области. Мы же горы можем свернуть, если нас уважают, призывают к чему-то, сплачивают. Но если нас разбивают на группки, разъединяют, зажимают в угол и каждый барахтается в своей лужице, то и результат будет соответствующий – на уровне этой самой лужицы. Чтобы вновь поднять городскую систему образования до регионального уровня, мотивация должна быть высокой, должно быть единство, а скреплять коллектив должен глава системы.
Сейчас же единственное желание руководителей большинства образовательных организаций – как можно реже попадаться на глаза своему начальнику. Мы не высовываемся. Не вспомнили про тебя на совещании – и слава Богу. Как хорошо сейчас быть средненьким, незаметным. Чем меньше про тебя говорят, тем стабильнее работает твое учреждение. На какое-то творчество, развитие, увы, нет ни времени, ни сил, ни здоровья, ни желания.
Наталья ПАНКРАТОВА.