Дзержинский Третьяков
В июне ушел из жизни Владимир Иванович Смирнов – человек, занимавший в культурной жизни города уникальное место.
В течение нескольких десятилетий он собирал живописные и графические произведения дзержинских (и отчасти нижегородских) художников, создав в итоге коллекцию, насчитывающую около 800 работ и с большой полнотой отражающую развитие в городе изобразительного искусства.
В свое время дзержинские газеты не раз писали о Смирнове и его собрании, хорошо известном горожанам по многочисленным выставкам. Последние годы были омрачены для коллекционера многими бытовыми неурядицами, однако он не оставлял своей собирательской деятельности. Автору этих строк довелось знать Владимира Ивановича пусть не близко, но довольно долго, с 2001 года, и видеть, как растет его собрание, в котором немало произведений, заслуживающих внимания не только зрителей, но и специалистов.
Владимир Иванович обладал и широким кругозором, и искренним интересом к искусству. Выпускник Тамбовского государственного института культуры, театральный режиссер по образованию, он не один год проработал в театрах, а в начале 1990-х вел театральную студию в школе № 58 Автозаводского района Нижнего Новгорода. Руководимая Смирновым студия, где ставились серьезные, «взрослые» пьесы современных авторов, не только давала ребятам навыки актерского мастерства, но и была действенным средством воспитания личной культуры школьников. Остается сожалеть, что педагогическая деятельность его была сравнительно не долгой. Свой опыт Смирнов обобщил и осмыслил в интересном психолого-педагогическом исследовании «Воспитание культуры общения на уроках театрального искусства», изданном отдельной брошюрой (Нижний Новгород, 1993), представляющей несомненный интерес и для педагогов-практиков, и для специалистов по теории воспитания и художественно-эстетического образования.
Создание коллекции произведений дзержинских художников стало для Владимира Смирнова призванием в высоком смысле этого слова. Правда, начало собранию было положено случайно: как рассказывал сам коллекционер, первой принадлежащей ему работой стала акварель М.Г. Панкратова «Гладиолусы», подаренная автором. А потом составление «художественной летописи» Дзержинска стало целью. Когда мне в 2001 году посчастливилось познакомиться с Владимиром Ивановичем и увидеть его собрание в полном объеме (разумеется, оно размещалось в самой обыкновенной квартире), оно насчитывало около 400 картин, этюдов, рисунков.
В коллекции Смирнова были представлены почти все дзержинские художники от 1930-х до 2000-х годов: разные поколения, разные индивидуальности, профессионалы и любители. Ценнейшую часть собрания составляли произведения старейших мастеров города: М.П. Захлестина, основателя городской художественной школы Н.Ф. Кузнецова, В.И. Ганьшина, Н.А. Чернобровцева. Превосходно было представлено творчество талантливого графика-пейзажиста В.М. Зюзина, причем не только акварелями и рисунками, но и почти не знакомыми зрительской аудитории ранними живописными этюдами. Внимательно следил Смирнов за творчеством молодых художников. Особое место в собрании занимали созданные в конце XIX в. парные портреты супругов Талановых работы неизвестного живописца – до сих пор сожалею, что не взялся тогда за целенаправленное их изучение.
Весной 2005 года в доме коллекционера случился пожар, значительная часть собрания погибла. Словно назло сгорели многие произведения высокого качества, а уцелели второстепенные работы. Среди утраченного оказались, например, любительские зарисовки видов Дзержинска, сделанные в 1930-х годах Иваном Ганьшиным, отцом упомянутого выше замечательного мастера Вячеслава Ганьшина, и представлявшие немалый исторический интерес. Работы В.М. Зюзина экспонировались тогда на персональной выставке художника в краеведческом музее и поэтому избежали судьбы остальной части коллекции. Разумеется, коллекционер тяжело переживал случившееся, но не опустил рук.
Владимир Иванович был не только коллекционером, но и настоящим просветителем. Его собрание всегда было доступно всем, кто интересуется искусством, и неоднократно демонстрировалось на выставках в краеведческом музее, библиотеке им. К. Симонова, ДКХ. На страницах газет Смирнов нередко публиковал заметки о дзержинских художниках. Когда в 2009-2010 гг. автор этой заметки совместно с художником Евгением Шаловым работал над справочником «Городу подаренные краски», коллекционер любезно предоставил нам для воспроизведения в книге несколько принадлежавших ему работ. В тот момент особенно ясно мы поняли, насколько непоправимой для художественного наследия Дзержинска оказалась утрата значительной части смирновской коллекции: без нее, на основании только тех произведений, что хранятся в краеведческом музее, наши знания о старейших дзержинских художниках весьма неполны.
Теперь, со смертью Владимира Ивановича, завершилась целая страница в развитии культуры города, а первоочередной задачей становится забота о том, чтобы собрание его не было распылено и продолжало служить Дзержинску.
Сергей АКИМОВ,
кандидат искусствоведения