Дзержинск – город церквей

Кандидат искусствоведения Сергей Акимов проанализировал архитектуру трех дзержинских храмов – часовни архангела Михаила перед ДКХ, церквей Серафима Саровского и Георгия Победоносца.
Сейчас в Дзержинске православных храмов больше, чем во многих старинных городах. Среди них есть произведения архитектуры, обладающие несомненными достоинствами и отражающие типичные тенденции современного церковного зодчества.
Мы хотим рассказать об архитектуре трех храмов, причем один из них создан по индивидуально разработанному проекту, а в двух других случаях заказчики воспользовались уже готовыми решениями. Однако несомненно, что все три здания – часовня архангела Михаила перед ДКХ, церкви Серафима Саровского и Георгия Победоносца – украсили городское пространство.
Между традициями и новаторством
Современная церковная архитектура России – явление разнообразное и подчас противоречивое. Кто-то из мастеров опирается на традиции византийского и древнерусского зодчества, кто-то ориентируется на архитектурные стили XVIII – начала XX в., некоторые стремятся найти новые формы на основе использования современных конструкций и строительных материалов. Несмотря на то, что среди храмов, сооруженных в 1990-х и 2000-х годах, немало эклектичных или упрощенных по своему архитектурному решению, накоплен большой и интересный опыт, который уже становится объектом осмысления со стороны искусствоведов.
Христианский храм – не просто место для коллективной молитвы, а символическая модель мироздания, где архитектурные элементы отражают основные положения веры. Поэтому в церковном зодчестве, как и в иконописи, и в монументальной живописи, так важно поддержание традиций. Вместе с тем следование канонам не исключает поиска нового и индивидуального. Особенно ярко эта тенденция проявилась в Западной Европе ХХ столетия. Так, капелла Нотр-Дам-дю-О в Роншане на востоке Франции, построенная выдающимся архитектором Ле Корбюзье в 1950–1955 гг., не имеет ничего общего с традиционными формами католического храма и принадлежит к числу самых необычных произведений современной архитектуры.
Православная церковь занимает в этом отношении более консервативную позицию. В Советском Союзе по понятным причинам не было возможности для развития церковной архитектуры, а храмы Русской Православной Церкви, построенные за рубежом, были выдержаны в основном в неорусском стиле второй половины XIX – начала ХХ в. Очевидно, именно он воспринимался как носитель национальных вкусов. В 1980-х годах в стране возрождается религиозная жизнь, начинается восстановление разрушенных и заброшенных храмов, а при строительстве новых архитекторы, естественно, пользовались традиционными формами. В 1990-х годах в программах архитектурных вузов появились темы и задания по проектированию церковных зданий, но до сих пор эта сфера подготовки архитекторов остается на стадии становления.
СМИ разных регионов охотно освещают церковное строительство, но очень редко пишут об архитектурно-художественных особенностях возводимых храмов. Не всегда можно найти информацию об авторах проекта, художниках, выполнивших иконостас и монументальное убранство. В значительной степени это относится и к храмам нашего города, поэтому автор надеется, что эти заметки смогут послужить основой для серьезной работы о православном искусстве на дзержинской земле.
Михайло-Архангельская часовня
Построенная на личные средства М.В. Сеславинского в качестве подарка к 80-летию города, она была освящена осенью 2011 г. Автором проекта является нижегородец Виктор Викторович Коваль – опытный специалист в области церковного зодчества и реставрации архитектурного наследия. В 1991 г. он окончил Горьковский инженерно-строительный институт (ныне – ННГАСУ), защитив под руководством выдающегося реставратора и историка архитектуры С.Л. Агафонова дипломную работу по реставрации храма в Катунках Чкаловского района. (Спустя годы этот проект удалось осуществить.) Вся дальнейшая творческая деятельность мастера оказалась связанной с церковным зодчеством, и несомненно, что прекрасное знание исторического опыта помогло ему сделать дзержинскую часовню интересным архитектурным объектом.
Читатели, конечно, помнят, что велись оживленные споры о выборе места для будущей часовни, и ее размещение перед ДКХ вызвало неоднозначную реакцию. Действительно, с точки зрения архитектурной композиции получилась не самая хорошая ситуация: одно здание на фоне другого и оба замыкают собой зрительную перспективу. Однако надо отдать должное мастерству и такту архитектора, сделавшего все, чтобы постройка органично вписалась в пространство города.
В.В. Коваль выбрал для здания центрическую равнофасадную композицию. В основе плана лежит квадрат со стороной 5 м, и на стороны света часовня смотрит одинаковыми фасадами, украшенными двухколонными портиками с треугольными фронтонами. Спокойные и строгие формы классицизма, как и сравнительно некрупные размеры объекта, соответствуют окружающей застройке, где выстраивается определенная иерархия зданий по величине: монументальный массив Дворца культуры, жилые дома вдоль проспекта Ленина и, наконец, часовня. Удачным решением стал световой подкупольный барабан, прорезанный окнами арочной формы. Он придает постройке легкость и изящество, а плоский декоративный руст, которым обработан нижний ярус здания, зрительно немного утяжеляет его в соответствии с законами архитектоники. В итоге часовня получила компактный и целостный облик, где сочетаются классицистическая ясность объемов и торжественность образа с лаконичным изяществом. Это пример плодотворного обращения к конкретной стилистической традиции.
Храм Серафима Саровского
Местом для него был выбран перекресток улицы Самохвалова и проспекта Ленина. Здесь нет сколь-либо единой архитектурной среды, и церковь является самым привлекательным объектом в застройке этого района. Закладка храма состоялась в марте 2010 г. Если Михайло-Архангельская часовня возведена по оригинальному проекту, то здесь перед нами иной случай: аналогичная по архитектурному решению Троицкая церковь находится в городе Заволжье. В свою очередь, прототипом для обоих храмов – заволжского и дзержинского – послужила приходская церковь преподобномученицы великой княгини Елизаветы Феодоровны в Дивееве (архитекторы К.В. Никитин, Д.С. Соколов, С.Г. Морозов, начало строительства – 2002 г.). Однако сравнительно с первоисточником архитектура Троицкого и Серафимовского храмов получила значительные и, надо сказать, удачные изменения. Увеличилась протяженность здания, выше и иной по формам стала колокольня, пропорции здания в целом стали более гармоничными. Облик заволжской и дзержинской церквей строже и лаконичнее, чем дивеевской, отмеченной определенной вычурностью в духе неорусского стиля. В принципе, если не знать этих обстоятельств, сложно представить, что архитектура храма преподобного Серафима вторична: здание получилось эффектным и запоминающимся.
Его объемно-пространственная композиция относится к традиционному для XVII–XIX веков типу «корабль», когда здание имеет вытянутый план и на одной оси расположены колокольня, трапезная, молельный зал. Строители внесли в эту схему некоторые коррективы: вместо просторной трапезной сделано укороченное помещение, чем подчеркнуто значение основного объема, увенчанного одной крупной главой. Внимательный зритель найдет в архитектуре храма элементы разных исторических эпох. Трехлопастное завершение фасадов главного объема отдаленно напоминает приходские церкви Новгорода Великого XIV–XV столетий. Само же решение боковых фасадов с тройными узкими и высокими арочными окнами, расположенными по центру, явно отсылает нас к стилистике модерна. В колокольне с двумя открытыми ярусами использованы элементы классицизма. Объединяющим мотивом служит мотив арки, плавной дуги, берущий начало в контурах фасадов и многократно повторяющийся в очертаниях окон и пролетах колокольни. Такое соседство разновременных элементов не выглядит хаотичным смешением. Их удалось согласовать друг с другом, что придает облику здания оригинальность и демонстрирует еще один подход в церковном зодчестве наших дней – обращение к прошлому, но стремление по-современному комбинировать традиционные формы и дополнять их новыми элементами.
На западной окраине
Храм Георгия Победоносца был заложен на западной оконечности проспекта Циолковского в 2014 г. Его проект создан ООО «Творческая мастерская архитектора А.А. Иняева». Эта фирма была организована в Нижнем Новгороде в1993 г., и за это время было выполнено около 200 проектов зданий разного масштаба и назначения. Руководитель мастерской Александр Александрович Иняев – член Союза архитекторов России, лауреат и дипломант ряда архитектурных конкурсов. С Дзержинском он имеет давние творческие связи: с 1995 г. мастерская ведет проектирование православного комплекса на проспекте Циолковского (авторы планировки и объемно-пространственного решения В.Н. Ижиков, А.А. Иняев).
Георгиевский храм, словно близнец, похож на церковь Богоматери Феодоровской Феодоровского монастыря в Городце. Проект воссоздания городецкой церкви был выполнен мастерской Иняева в 2009 г. (Правда, в изданном в 2013 г. каталоге объектов культурного наследия Городца об этом почему-то не упомянуто, но проект представлен на официальном сайте мастерской.) Монастырская церковь, утраченная в советский период, была построена в 1760-х гг. в простых и характерных для провинциального зодчества того времени формах. Шатровая колокольня была возведена значительно позднее, чем объясняется ее асимметричное расположение относительно церкви. Точно такой же облик имеет дзержинский храм.
Он представляет собой кубический объем (четверик) с двумя ярусами окон, невысокой четырехскатной кровлей и пятью небольшими главами на глухих барабанах. Декор фасадов предельно скромен: угловые лопатки, профилированный карниз и идущий над ним ряд неглубоких полукруглых ниш, напоминающих закомары старинных церквей. Окна имеют простую прямоугольную форму (в городецком храме они оформлены фигурными наличниками), лаконично выглядит крыльцо с западной стороны. В целом облик постройки отличается сдержанностью и монументальностью при относительно некрупных размерах, а асимметрично стоящая колокольня вносит в композицию живописность и оттеняет своей высотой устойчивость основного здания. Формы колокольни восходят к традициям XVII в. Из прямоугольного основания вырастает высокий восьмигранный объем (восьмерик), увенчанный стройным шатровым завершением. В данном случае авторы не стремились к современному решению, а воспроизвели в аутентичных формах историческую постройку, пусть и не относящуюся к выдающимся памятникам зодчества. Это придало Георгиевскому храму, копийному по сути, чистоту стиля.
Сергей АКИМОВ, кандидат искусствоведения.