Дзержинец Сергей Елфимов реализует авторский проект «Урок в школе. Профессия – пожарный»
Его лекции настолько интересны, что про него показали сюжет по «Первому каналу».
Сергей Елфимов – командир отделения дзержинской пожарно-спасательной части №11. В свободное от работы время Сергей делится со школьниками профессиональными секретами. Его авторский проект: «Урок в школе. Профессия – пожарный» пользуется большим спросом как в дзержинских, так и в нижегородских школах. «Эти уроки – мое хобби, мое творчество, мое развитие», – говорит мой собеседник.
Дело случая
У классной доски Сергей Елфимов оказался случайно. В начале прошлого года друзья попросили его приехать в одну из нижегородских школ, где учатся их дети, и рассказать о работе пожарного, которая совершенно справедливо воспринимается людьми как одна из самых опасных, требующая личного мужества, отваги и готовности к риску.
«Мои друзья считают, что любая информация – это обогащение, интеллектуальное развитие ребенка. К тому же они заинтересованы в патриотическом воспитании детей. Если бы я был военным, они, наверное, пригласили бы меня рассказать про армейские будни», – полагает Сергей Елфимов.
Тот урок всем очень понравился: и детям, и учителям, и родителям. Заработало сарафанное радио, и дзержинскому огнеборцу вскоре стали поступать приглашения из других школ Нижнего Новгорода и области.
Но особенно плотным школьный график Сергея Елфимова стал после того, как с января нынешнего года он начал сотрудничать с дзержинским департаментом образования. Его выступления были расписаны до конца учебного года, а впереди – занятия с детьми из школьных лагерей.
Сел за тетрадки
«Когда я первый раз шел в класс, особо не готовился, общение с детьми происходило спонтанно. Потом, когда приглашения пошли потоком, понял, что надо структурировать информацию, адаптировать для детей определенного возраста, и я сел за тетрадки, была проделана большая работа. Потом обкатывал теоретические наработки на практике: смотрел, как это работает, параллельно экспериментировал: в одном классе так проведешь урок, в другом – эдак, оцениваешь реакцию детей, их вовлеченность, отмечаешь, в каком месте они начинают отвлекаться. Значит, надо преподносить информацию по-другому, активности добавить», – рассказывает Сергей о том, как появился его авторский проект. – А в связи с тем, что все дети разные, классы разные, и в процессе взаимодействия постоянно возникают новые ситуации, я учусь у них постоянно».
Проверить надежность сапог огнеборца
Сейчас урок проходит в форме увлекательной игры, живого общения, которое вызывает у школьников массу положительных эмоций.
«Мы с руководством школ выбираем время, желательно в первой половине дня, пока дети активные. Урок обычно рассчитан на стандартные 45 минут, плюс перемена, но бывали и встречи, которые длились без малого два часа (пара уроков и перемена). Знаете, даже в туалет никто не попросился, – сам удивляется Сергей. – Я переключаюсь на уровень моих слушателей, становлюсь с ними примерно одного возраста, ловлю связь. Им со мной интересно, а мне – с ними».
На встречу с детьми Сергей Елфимов приходит в полной боевой экипировке пожарного-газодымозащитника. А это каска, сапоги, боевая одежда, дыхательный аппарат на сжатом воздухе со спасательной маской, на поясе – топор, карабин, фонарь, рация, другой инвентарь. В руках пожарный рукав, ствол.
Учитель-пожарный подробно объясняет предназначение каждой детали, а ребята выходят к доске в качестве ассистентов. Они могут не только подержать инструменты, но и примерить дыхательный аппарат, каску, развернуть пожарный рукав, попрыгать на носке сапога, одетого на преподавателе, чтобы убедиться в его надежности (в сапогах огнеборцев есть металлические вставки, дабы они могли выдерживать сильные удары – например, падающих кирпичей). Нет ничего удивительного, что школьники приходят в восторг от таких уроков.
«Детям очень нравится, я вижу их увлеченность, их желание участвовать в общении. К сожалению, если аудитория большая, то нет возможности всех ребят задействовать в процессе, – с сожалением отмечает мой собеседник. – Я не призываю детей выбирать профессию пожарного, не говорю: «Дети, смотрите, какая она хорошая, выбирайте ее в будущем». Моя задача – просто ввести их в курс дела, вложить в детское сознание какие-то базовые знания о работе пожарного, создать качественный образ сотрудника пожарной охраны.
Конечно, затрагивается на уроках и тема пожарной безопасности. В полуигровой форме я стараюсь закрепить у детей важную информацию: телефон спасения, что можно, а чего нельзя делать при возгорании, что наиболее опасно во время пожара».
Романтика и рутина
В пожарную охрану Сергей Елфимов пришел работать в 2000 году сразу после демобилизации с армейской службы. К выбору этой профессии его подтолкнули два старших двоюродных брата – пожарных. Но конечно, сыграли свою роль и тот романтический ореол, которым окутана работа огнеборцев, фильмы и телепередачи, в которых показано, как пожарные забираются по лестницам в горящие квартиры, спасают людей.
О своем выборе Сергей ни разу не пожалел, хотя и признает, что действительность отличается от его юношеских представлений.
«Понимаете, в жизни нет ничего идеального. Поначалу все мы имеем какие-то не очень грамотные представления о любой профессии. Когда мы смотрим со стороны на чью-то работу, мы видим только верхушку айсберга. Потом мы в эту работу окунаемся и неизбежно в чем-то разочаровываемся. Но если тебе твоя работа нравится, если душа к ней лежит, то какие-то негативные факторы можно пережить, закрыть на них глаза.
Что касается пожарной охраны, то тушение пожара – это та самая вершина айсберга, – рассуждает Сергей Елфимов. – Помимо романтики, естественно, есть еще и рутина, возможно, скучная, но необходимая ежедневная подготовка, отработка каких-то навыков. Да и выезд на пожар через какое-то время тоже становится рутиной, но такую деформацию своей профессии переживает любой человек. И тем не менее позитива в работе пожарного больше. Она очень важная. Ты отвечаешь за жизни людей, и это придает силы».
Один урок – и меня можно выжимать
Сергей Елфимов не скрывает, что встречи со школьниками даются ему не так просто, как это может показаться со стороны. И дело даже не в том, что экипировка, которую он каждый раз привозит с собой в школы, весит десятки килограммов.
«Мне иногда предлагают провести два занятия в один день: сначала – в одном классе, потом – в другом. Я отказываюсь, потому что это слишком сложно. Когда я после урока снимаю с себя боевую одежду, я насквозь сырой (костюм пожарных сшит из водоотталкивающих, непроницаемых материалов. – Прим. ред.). Один урок – и меня можно выжимать. Приедешь вечером домой, разложишь вещи, чтобы просушить, ешь и ложишься спать. А когда это вперемешку с рабочими дежурствами, после которых закопченное снаряжение надо чистить и стирать, получается такая круговерть: уроки – пожары – уроки.
Да и сам урок – это тоже труд. Сейчас я, конечно, уже адаптировался, а поначалу после уроков чувствовал себя так, будто целую смену где-то отработал или на пожаре был. Представляю, каково педагогам. Они-то после уроков еще и тетрадки проверяют, журналы заполняют. И так каждый день. Я к труду учителя и до этого уважительно относился, а сейчас еще больше их зауважал».
МЧС – не коммерческая организация
На мой вопрос о том, доплачивают ли ему за занятия с детьми, Сергей Елфимов удивленно произносит: «Нет, конечно, ничего не доплачивают. МЧС – не коммерческая организация. Брать деньги за урок – это все равно, что продавать билет на входе в пожарную часть, как в цирк, когда к нам экскурсии приходят. Когда я еду куда-то за пределы Дзержинска, то не отказываюсь от возмещения стоимости бензина, иначе занятия станут для меня накладными, но не более того.
Скажу вам сейчас избитую газетную фразу: «Лучшая оплата моего труда – это горящие детские глаза». Будем считать, что это мое хобби в свободное от работы время. Это мое творчество, мое развитие, я хочу этим заниматься.
Я весь свой отпуск потратил на школу, каждый день, кроме субботы и воскресенья, я ездил на уроки – конечно, уставал. И честно скажу, иногда возникала мысль: все, больше не могу. Но она сразу исчезала, как только я входил в класс, видел обрадованных детей с горящими глазами, начинал с ними разговаривать. В этот момент приходит вдохновение. Сначала я выходил из класса истощенный – сейчас приходит понимание того, что я тоже получаю от них заряд. И я не один такой в России. С детьми занимается немало моих коллег в других городах, с некоторыми из них я знаком заочно, мы общаемся через соцсети».
Заинтересовать старшеклассников
Внеслужебное увлечение Сергея Елфимова находит полную поддержку как у его начальства и коллег, так и у семьи. «Супруга относится с пониманием, за что я ей очень благодарен: у меня полная свобода действий», – говорит мой собеседник.
Тот проект, который Сергей Елфимов сейчас реализует в школах, больше рассчитан на младших школьников – учеников 1–5-х классов. «Их эмоции наиболее искренние, честные, правдивые, они еще не умеют их подделывать. И если им не интересно, то это написано на их лицах, а если я вижу вовлеченность и заинтересованность, то так оно и есть. И в этом смысле с ними проще.
Старшеклассники другие – с ними нужно по-другому разговаривать, их тяжелее раскрыть, заинтересовать, достучаться до них. К ним нужен другой подход, и форматы им нужны иные. Сейчас у меня одна из задач – сделать еще один проект, который будет рассчитан на более взрослых ребят – от шестого класса и старше, – поделился планами на будущее Сергей Елфимов. – Он будет отличаться от того, который я использую сейчас: в нем будет больше упор именно на безопасность. Его разработка пока в начальной стадии, сейчас я отдаю этой работе все свободное время».
А еще Сергей Елфимов проводит экскурсии по пожарно-спасательной части, снимает познавательные видео, ведет тематический блог в соцсетях. В общем, своей деятельностью он опровергает стереотип, будто сотрудники силовых структур, к которым близки и пожарные, – люди суровые и общаться, особенно с детьми, не очень-то умеют.
Сам он уверен, что такое представление далеко от действительности.
«Любой человек подстраивается под ситуацию. Я прихожу в школу не пожар тушить. Если бы была какая-то аварийная внештатная ситуация, я бы вел себя по-другому, – говорит Сергей. – У силовиков тоже есть семьи, дети, с которыми они общаются, играют. Что касается пожарно-спасательных подразделений, то работа с людьми: и с детьми, и со взрослыми, и со стариками – неотъемлемая часть нашей повседневной деятельности. Для спасателя это пострадавший, которому надо оказать первую помощь, в том числе и психологическую, которая включает в себя грамотный разговор».
Наталья ПАНКРАТОВА.