Дзержинцы предъявляют много претензий к работе общественного транспорта. Разбираемся почему

Мэр Носков в свое первое восшествие на должность обещал наладить в Дзержинске работу общественного транспорта. Два года правления позади, а принципиально в этой сфере ничего не изменилось.
Помнится, мэр Носков еще в свое первое восшествие на должность обещал наладить в Дзержинске работу общественного транспорта – уж больно она ему, иркутчанину, не понравилась. Два года правления Ивана Николаевича позади, впереди – еще один мэрский срок. Ну а что же с транспортом-то? Несмотря на то что муниципальный автопарк за это время пополнился новыми машинами, принципиально ничего не изменилось: дзержинцы все так же имеют кучу претензий к работе местных перевозчиков всех форм собственности. И не из вредности – по существу.
Читательские звонки и письма в редакцию нашей газеты с жалобами на транспорт по частоте уступают, пожалуй, лишь обращениям по коммунальным вопросам. Пересказывать все эти гневные речи в адрес местных перевозчиков и органов, их контролирующих, не будем, а вот систематизировать то, что сильно не устраивает наших земляков, попытаемся.
Несовершенство маршрутной сетки
Первая и, пожалуй, главная транспортная беда нашего города состоит в несовершенстве маршрутной сетки: она, по мнению горожан, не исчерпывает все варианты удобного передвижения по городу. Хотя, казалось бы, куда уж проще устроить в небольшом городе так, чтобы до любой его точки можно было добраться без пересадок. Но нет, даже оживленные, по сути главные, городские магистрали напрямую друг с другом не связаны. К примеру, попасть с улицы Гайдара на проспект Циолковского можно, разве что совершив приличный круг почета и потратив уйму времени. В общем, через Пыру на Дуденево, как говорят в наших краях.
Не обошлось в организации движения по нашему городу и без перекосов: в одних районах с маршрутами густо, в других – пусто. До поселка Свердлова, допустим, ходит целая армия автобусов, а вот на улице Советской, по сути такой же окраине, общественный транспорт – редкий зверь. Через нее до последнего времени пролегал лишь единственный маршрут – №22 (23), потом добавился еще один – №24. А лучше от этого, уверяют жители района, не стало: ждать автобуса можно минут по 30–40, а зимой, согласитесь, за это время и околеть немудрено.
Несоблюдение графика движения
Собственно, это вторая большая проблема дзержинского общественного транспорта. И если раньше по числу жалоб в передовиках был автобусный маршрут №5, то нынче в лидеры, похоже, выбился уже упомянутый маршрут №24 – сама лично днем не раз по полчаса ждала этого автобуса. По словам дзержинцев, у них даже закрадывается мысль, что на линии работают всего две машины: одна идет в один конец, другая – в другой.
Но если опираться на претензии наших читателей, большими интервалами движения грешат почти все перевозчики, особенно не в часы-пик. Да даже утром, когда дзержинцы спешат на работу, можно угодить как минимум в двадцатиминутный транспортный «провал», а потом стать свидетелем того, как к остановке подъезжают сразу две двадцать вторые маршрутки. Один мой знакомый в таких случаях шутит: «Они же маленькие – боятся в одиночку ездить».
Только вот на проспекте Циолковского, где общественный транспорт кишмя кишит, такие задержки не очень заметны, в районах же, чуть удаленных от центра, это ожидание автобуса превращается в ежедневную рулетку: повезет – не повезет. Во всех смыслах. Ну как тут не заработать хронический невроз!
Нет возможности отслеживать движение общественного транспорта в реальном времени
Пожалуй, единственные, кто научился за последние годы ходить по расписанию, так это троллейбусы. Для многих горожан – они просто палочка-выручалочка, которая пусть и с пересадками, но все же помогает добраться до нужного места к назначенному времени. Но даже муниципальный электротранспорт, как оказалось, не без греха.
Многие нынче пользуются приложением «Яндекс.Карты», которое позволяет отслеживать движение общественного транспорта в реальном времени, с тем чтобы проложить лучший для себя маршрут и никуда не опаздывать. И если днем троллейбусы еще можно запеленговать на карте города, то к вечеру они с нее куда-то исчезают. С маршрутками, как утверждают дзержинцы, та же история.
«А как же валидаторы? – справедливо задается вопросом наш читатель Владимир. – Ведь кажется, это они передают сигнал, улавливаемый приложением? Их что, получается, выключают ближе к концу смены, да и днем такое случается? Зачем? Как же тогда будут работать «умные» остановки, которые начали устанавливать в городе?»
И правда: почему и как? Пожалуй-ка, напишем в городскую администрацию официальный запрос и адресуем ей эти интересные вопросы.
И не только эти – поинтересуемся заодно, и до которого времени ходит в Дзержинске общественный транспорт. А то уж слишком часто мы слышим от читателей упреки в том, что после 10 часов вечера передвигаться по городу можно только пешком или на такси. Пока, думается, за все это в ответе именно мэр и его подчиненные.
С больной головы – на здоровую
Еще в конце прошлого года депутаты Заксобрания нашего региона приняли решение о создании нижегородской агломерации и объединении транспортных предприятий девяти городов области, в том числе и Дзержинска, под руководством единого оператора. Вся эта пертурбация затеяна с целью оптимизировать схемы движения транспорта в центральной части региона и связать их в единое целое – чтобы не было дублирующих маршрутов, неудобств в расписании движения и прочих накладок. И, как ранее сообщала пресс-служба губернатора, с 1 января 2020 года полномочия по созданию маршрутной сети общественного транспорта нижегородской агломерации переданы на региональный уровень.
Однако, судя по всему, область так и не начала рулить транспортным процессом в городах, вошедших в агломерацию. Да и о каком областном руководстве может идти речь, если самой транспортной схемы, включающей девять городов, еще и в помине нет. Область только в начале июля выбрала подрядчика, который за 75 млн рублей (такая начальная цена контракта была указана в тендере на сайте госзакупок) проведет «научно-исследовательскую работу» и создаст маршрутную сеть транспорта общего пользования «на основе компьютерной мультимодальной транспортной модели».
На все про все выигравшей конкурс фирме дали 12 месяцев, то есть в лучшем случае к лету следующего года область сможет продемонстрировать свою руководящую и направляющую роль в деле транспортных перевозок.
Потерпеть безвластие
Ну а пока, получается, это зона ответственности муниципалитетов. По крайней мере, во всех дзержинских маршрутках в качестве вышестоящих органов в объявлениях указаны местные управления и подразделения. Однако они, похоже, уже поставили жирный крест на наших транспортных проблемах. Ведь всего полгодика осталось подождать и можно свалить со своих плеч груз ответственности за пассажирские перевозки.
Еще чуть-чуть – и когда-то данные мэром обещания станут уже не актуальны: теперь области придется биться над тем, что не удалось сделать нашему градоначальнику. Так что, похоже, у дзержинцев не остается другого выхода, как перетерпеть эти месяцы безвластия.
Вот только зимой, когда передвигаешься по городу не в теплом служебном автомобиле (а они нынче у чиновников, судя по информации на сайте госзакупок, не эконом-класса), очень уж трудно мириться с транспортным бардаком...
Впрочем, не все жалобы дзержинцев на общественный транспорт закольцованы на схеме его движения, которой прежде всего и займется региональный оператор. Есть проблемы, которые раз и навсегда легко решить на местах, не дожидаясь участия области, – для этого всего-то и требуется, что пригласить на серьезный разговор руководство компаний-перевозчиков.
Было бы желание
Многие из частников, утверждают дзержинцы, экономят на кондукторах. Так что пассажирам с задней площадки порой приходится продираться к водителю за билетом через весь забитый до отказа салон – и это в непростые-то коронавирусные времена!
Да и не только с эпидемиологической точки зрения это небезопасно. Раньше, если помните, в каждом автобусе висела табличка: «Водителя во время движения не отвлекать». Теперь же, получается, это можно делать каждые 30 секунд.
Много жалоб и на то, что перевозчики-частники нередко проскакивают мимо остановок, если не заприметили на них людей. И здесь ключевое слово – «не заприметили». Тем не менее бывает и так, что пассажир спешит на автобус, бежит со всей мочи, а тот уходит перед самым его носом, потому как человек в поле зрения водителя не попал.
А вот еще одна разновидность водительской невоспитанности: открывать дверь только в том случае, если пассажир нажал на сигнальную кнопку. В конце концов, маршрутка – общественный транспорт, а не личное такси, и все ее остановки – не по требованию, а по регламенту.
Есть среди претензий наших читателей и такие, которые можно считать рацпредложениями: было бы здорово, заметила как-то в разговоре со мной пенсионерка Мария Ивановна с улицы Гайдара, если бы номер маршрутки подсвечивался. А то ведь издалека не разглядишь, особенно в темноте, какой автобус приближается. Знать же это порой важно, так как на одном пятачке может быть сразу несколько остановок и хотелось бы не в последний момент понять, на какую из них бежать.
И если хотя бы эти мелкие, но все-таки важные для жителей нашего города транспортные проблемы власти сейчас взялись решить, все бы уже было полегче пешему народу. Словом, у городских чиновников еще есть шанс проявить свою деловитость, хозяйственность, любовь к порядку и людям – было бы желание…
Елена СЕРОВА.