Дмитрий Маликов: «Я не зря живу на земле»
На прошлой неделе в Дзержинске побывал народный артист России, композитор, исполнитель и, как выяснилось, теперь еще и педагог Дмитрий Маликов.
В первой музыкальной школе имени А.Н. Скрябина он дал урок музыки для всех желающих – вход на мастер-класс от Дмитрия Маликова был свободный. Подобные встречи с юными музыкантами знаменитый артист проводит на протяжении последних трех лет. Урок в Дзержинске стал сто третьим по счету. Организовать и провести его помогла компания СИБУР.
На уроке музыки Дмитрий Маликов выступал не в привычном всем амплуа эстрадного певца, а исполнил собственные инструментальные композиции «Ночь в Мадриде», «О невыполнимом», «Стефания» (в честь своей дочери). Помимо этого он побывал и в роли концертмейстера, аккомпанируя хору музыкальной школы, исполнившему один из его хитов «С днем рождения, мама». Во второй части урока Дмитрий стал уже зрителем и слушателем: вместе со всеми гостями урока он внимал выступлению учеников дзержинских музыкальных школ, исполнявших классические фортепианные произведения. Ну а в завершение встречи народный артист России уделил внимание прессе, терпеливо ответив на все вопросы журналистов.
– Поделитесь своими впечатлениями от урока. Трудно ли быть педагогом?
– Я не столько педагог или учитель, сколько проводник идеи о том, что дети обязательно должны развивать в себе творческий потенциал. И музыка – это одна из самых важных и основных счастливых возможностей, которая приносит удовольствие, развивает и делает наш мир лучше, причем не столько внешний, сколько внутренний. Я получаю от этого большое удовольствие, в противном случае я бы не ездил по стране с такими уроками. Сегодня у меня как раз уже сто третья подобная встреча с детьми. И в Дзержинске, который не так далеко от Москвы, я давно не был и рад возможности побывать здесь. Я получил большое удовольствие от зала вашей музыкальной школы, от рояля, от выступавших детей и от общения с музыкой.
– А когда вы были впервые в нашем городе?
– Это было однажды, в 90-е годы, в каком точно году – не помню, потому что я давно на сцене, уже 27 лет. Но вот сейчас, в зрелом возрасте, я уже более внимательно знакомлюсь с городами, смотрю на то, как живут люди. Мне это очень интересно.
– У вас очень разнообразная музыка. А какую вы стараетесь прививать молодому поколению?
–Я за то, чтобы молодое поколение обязательно слушало классическую музыку. Но в то же время понимаю, что сегодня время очень трудное, все должно быть в неких компактных формах, классика должна быть популярной. Классическая музыка существует уже 300 с лишним лет, и ее так называемые хиты нужно знать и помнить. И сейчас я готовлю новую программу, которая будет основываться как раз на классической музыке, где я буду рассказывать вместе с актерами в некоей инсценированной, театральной форме об истории жизни композиторов, начиная от Баха и заканчивая «Битлз» или Майклом Джексоном. Очень важно, чтобы дети впитывали это в себя. Бывает очень обидно, если даже взрослые не знают об этом элементарных вещей. И мы вместе с моим коллективом боремся за то, чтобы дети были более культурными и развитыми.
– Вы только с детьми проводите подобные уроки музыки?
– Пока у меня именно такая программа, для детей. Но я готов работать и с более взрослой аудиторией. Просто нужно будет немного переосмыслить программу и трансформировать ее. Общение, контакт с молодежью я считаю очень важной стороной своей деятельности в последнее время и буду продолжать этим заниматься.
– Понятно, что дети очень ждут ваших уроков. А какие у вас остаются после них ощущения?
– У меня остаются только самые теплые ощущения от того, что я, во-первых, делаю очень правильное дело. Детям нужно уделять большое внимание, поэтому чувствую, что не зря живу на земле. И, как патриот своей Родины, я делаю хорошее, доброе дело для своей страны. Потому что дети – это наше будущее, а самые лучшие инвестиции – это инвестиции в наших детей. Во-вторых, лично я смотрю разные города, знакомлюсь с людьми, запоминаю талантливых детей, учусь у них чему-то тоже и стараюсь быть в хорошей физической и творческой форме.
– А устраиваете ли вы потом протекцию в какие-то учебные заведения этим талантливым детям?
– Если они обращаются потом, то я готов это делать, выделять какие-то финансовые гранты для поступления в высшие учебные заведения Питера, Москвы или других городов. Иногда некоторых из них я приглашаю для участия в своих концертах, как сегодня. Такая творческая дружба продолжается. Эти ниточки не должны теряться. Я проехал почти всю страну, сейчас хочу сделать новую программу и поехать еще. Потому что такая просветительская деятельность в дефиците, и мои коллеги из эстрадного цеха этим не занимаются или почти не занимаются. Но я надеюсь, что я своим примером подвигну их на это.
– И все-таки кем вы себя больше считаете: вы – композитор, вы – исполнитель, певец или педагог?
– Да все вместе. У меня недавно был юбилей, и я выпустил свой новый альбом инструментальной музыки «Кафе «Сафари», а недавно вышла моя новая песня «По имени», которую крутят на радиостанциях, снимаю на нее клип. И в то же время продолжаю заниматься уроками музыки. Для меня все важно.
– Как вы на все время находите?
– Я уже привык быть слугой двух господ – и классической, и эстрадной музыки. В принципе все можно успеть, важно быть организованным и вести более-менее здоровый образ жизни, без излишеств.
– Согласны ли вы, что совершенно не обязательно оканчивать музыкальную школу, чтобы стать знаменитым?
– Это очень сложный вопрос. Сегодня, в том числе из-за того, что на телевидении много разных музыкальных проектов и конкурсов, сложилась иллюзия, что можно выйти, за счет своего таланта, яркости победить – и все. Но это не совсем так. Конечно, в жизни все возможно, но все-таки это маленький шанс. Вероятность того, что ты будешь востребован в своей профессии, – это, прежде всего, большой труд, учеба. Я и сам очень консервативен в этом вопросе, потому что все-таки окончил консерваторию. Поэтому преемственность традиций очень важна. К сожалению, уходит поколение моих учителей, а мое поколение – в самом расцвете. Но мы все-таки были воспитаны музыкально в классических традициях. Важно, чтобы следующее поколение, которое придет после нас, не потеряло эту ниточку. Русская фортепианная, симфоническая, композиторская и вообще классическая школа – она всегда была одной из самых признанных в мире. Хочется, чтобы нас не обходили в этом китайцы. А в Китае сегодня только 90 тысяч зарегистрированных пианистов, которые занимаются фортепианной музыкой. Но такой глубины душа, которая отличает русского человека, всегда проявлялась в творчестве Чайковского, Глинки, Рахманинова, Скрябина. Хочется, чтобы эти традиции сохранились.
– А что кроме классики вы сами слушаете дома?
– Я слушаю разную музыку. В основном я слушаю тишину, лес, например. Ведь тишина – это тоже музыка.
– У вас сложился очень правильный образ. Не возникает ли желания добавить себе некой эпатажности? Или поучаствовать в каком-нибудь шоу вроде танцев на льду?
– Я на самом деле неидеальный, у меня масса недостатков, просто я их тщательно скрываю. Но что касается поп-музыки, эстрады, то иногда здесь необходим элемент некой провокации. И я сейчас над этим думаю: возьму и выкину что-нибудь такое. А что касается различных телевизионных шоу со звездами… А что в них хорошего? Я считаю, что каждый должен заниматься своим делом. Я выбрал свою стезю. Ведь даже уроки музыки, прошедшие в ста трех уже городах, – это же надо доехать до каждого города. В моем любимом сериале «True Detective» говорят, что иногда целой жизни не хватает для того, чтобы освоить хотя бы одно дело. Так и здесь. Пускай на коньках катаются фигуристы и хоккеисты.
– Есть ли у вас вредные привычки?
– Конечно. Я люблю вкусно и побольше поесть, например.
– Приходилось ли вам чем-нибудь жертвовать ради любимого дела?
– Ну конечно. Это и здоровье, и время, проведенное с семьей. Поэтому приходится идти на компромиссы. Вообще, в эстраде, с одной стороны, музыкант должен быть очень тонко организованным человеком, а с другой стороны, у него должны быть очень крепкие нервы. Это же постоянная соревновательность, конкуренция. Недавно вышел очень хороший фильм про Курта Кобейна «Чертов монтаж». Он как раз о том, что люди зачастую не справляются с этим. Я смотрел на Полину Гагарину на Евровидении, которая была на грани истерики, и думал о том, как она будет справляться с этим через 10 лет. Профессия музыканта, артиста – очень сложная в эмоциональном плане. И я тоже пытаюсь найти баланс, потому что художник не должен быть спокойным и равнодушным, он должен быть импульсивным, нервным, ведь музыка и все великие произведения рождаются на пике эмоций. А с другой стороны, хочется подольше пожить, хочется быть здоровым, молодым и красивым подольше. И здесь очень помогает наша православная вера и чтение духовной литературы. Я читаю мудрости всех народов и вероисповеданий.
– А как вы оцениваете выступление Полины Гагариной на Евровидении? Ваши впечатления.
– Во-первых, один из авторов песни, которую исполняла Полина, – это мой близкий друг и крестный отец моей дочки композитор Владимир Матецкий. И я очень рад успеху моего друга. Я считаю, что Полина выступила очень достойно. И мне было приятно, что политические аспекты, которые так или иначе присутствуют на этом конкурсе, были повернуты не против нас. Такие страны, как Германия, Франция и другие, давали нам высокие баллы. Это показатель того, что Европа понимает, что с нами надо дружить и что Россию во врагах иметь не стоит.
Ирина ТРАВКИНА.