«Большая перемена» – уникальный проект, который сломал все стереотипы о детских конкурсных программах

Ирина ТУХМАН, амбассадор этого проекта в Дзержинске, рассказала о «Большой перемене» и о каких же, собственно, переменах идет речь.
– Ирина Владимировна, расскажите, пожалуйста, что это за движение – «Большая перемена»?
– Конкурс «Большая перемена» – проект президентской платформы «Россия – страна возможностей». В него вовлечено огромное количество детей. В 2021 году в нем принимали участие 11232 образовательные организации: 1129083 участника в категории 5–7-х классов, 1003018 школьников 8–10-х классов и 410000 студентов профессиональных образовательных организаций со всей страны.
Конкурс возник в 2020 году, когда только начиналась пандемия коронавируса и вся страна столкнулась с самоизоляцией и дистантом. Задумывался он для того, чтобы было чем занять детей, оказавшихся дома, и рассчитан на их позитивную проектную деятельность. С того момента «Большая перемена» преобразилась, появились новые течения и движения внутри него.
«Большая перемена» – уникальный конкурс, ломающий все стереотипы и представления о детских конкурсных программах.
Во-первых, решение об участии в конкурсе принимает не взрослый, а ребенок, именно он самостоятельно регистрируется на платформе.
Во-вторых, сам ребенок решает, кто будет его наставником, и сам приглашает взрослого в проект, но, впрочем, может решить участвовать и самостоятельно.
В-третьих, наставником может быть любой педагог, независимо от того, совпадает его место работы с местом учебы ребенка или нет.
В-четвертых, в отличие от традиционных конкурсов, которые, как правило, являются узкотематическими, «Большая перемена» предлагает сразу 12 направлений-вызовов, одно из которых ребенок может самостоятельно выбрать, опираясь на свои интересы, предпочтения и результаты проводимой в проекте психологической диагностики.
И наконец, этот конкурс предполагает вариативность действий ребенка: можно писать тексты, снимать видеоролики, выполнять практические задания, записывать подкасты. У конкурса есть два символа – кот Вжух и Белый Кролик.
У многих фраза «Следуй за белым кроликом» ассоциируется со сказкой Льюиса Кэрролла «Алиса в Стране чудес». Именно там девочка попала в необычный мир, побежав за маленьким зверьком. Отчасти смысл фразы «Следуй за белым кроликом» действительно связан со сказкой об Алисе и манит волшебными приключениями в рамках проекта «Большая перемена».
– В чем суть этого конкурса?
– Участвовать в конкурсе могут ребята начиная с пятого класса. Есть три возрастные группы: ученики 5–7-х классов, 8-10-классники и студенты среднего профессионального образования (техникумы, колледжи). Для студентов вузов есть продолжение, которое называется «Твой ход».
Ребенок, зарегистрировавшись на платформе конкурса, сначала проходит дистанционные испытания первого тура. Они могут быть разными: вместе со сказочными героями надо решить различные задания на логику, коммуникацию, общую эрудицию. Для школьников средней ступени – задания именно такие. Для ребят постарше – 8–10-е классы – это прохождение теста.
Набрав определенное число баллов, ребенок получает доступ ко второй части – проектным заданиям. Сначала необходимо рассказать о себе. Многие дети, кстати, спасовали, как мы потом проанализировали, на этом задании. Ребята считали, что им нечего о себе рассказать. А «Большая перемена» позволяет детям поверить в себя, раскрыть потенциал детей и показать, что в каждом из них можно найти и раскрыть что-то привлекательное. Далее выполняется проект на одну из предложенных тем. Задание выбирается ребенком самостоятельно из 12 направлений-вызовов: журналистика, спорт, социально-педагогическая деятельность, волонтерство, предпринимательство – на любой вкус. Пройдя дистанционный тур и набрав определенное количество баллов, участник попадает в федеральный рейтинг, ему назначается собеседование с экспертами в Zoom. Это нужно для того, чтобы понять, действительно ли ребенок сам выполнял все задания. Ребята рассказывали, что с ними говорили о ситуации в мире, глобальных проблемах, предлагали на время решать логические задачи, спрашивали об интересах и увлечениях, просили высказать свое мнение по какому-либо поводу. Например, какой иностранный язык сейчас лучше изучать и почему.
В итоге из 1200 участников рейтинга остались всего 600 ребят, которые поехали на финал конкурса в лагерь «Артек». Сама поездка в этот знаменитый лагерь – уже награда.
– В этом финале оказались и дзержинские ребята?
– Дзержинск вообще был широко представлен в конкурсе, но в финал в «Артеке» попали семь наших ребят в категории 5–7-х классов и несколько старшеклассников. Для такого города, как наш, я считаю, что результат неплохой.
– Насколько известно, победители «Большой перемены» вернулись домой еще и с денежными грантами на обучение.
– «Большая перемена» хорошо мотивирует и наставников, и детей. У старшеклассников и студентов СПО призом выступает денежное вознаграждение. Оно разное: у младших детей поменьше, а у старшеклассников и СПО – до 1 миллиона рублей. Если из одной образовательной организации несколько победителей, то «БП» дает ей грант в размере 2 миллионов рублей.
У среднего звена – немного другие призы. Победителям конкурса предлагается совершить путешествие мечты: выигравший ребенок на поезде отправляется в путешествие от Москвы до Владивостока со всеми остановками и экскурсиями. От Дзержинска в этой поездке побывали Вероника Фильцова, Александра Аристова, Анна Демкина и Мария Квасова.
– Известно, что существует еще и клуб «Большая перемена». Что это такое и где он расположен?
– «Большая перемена» принесла с собой изменения в жизнь многих: детей-участников, их родителей, наставников. Пока проходили финальные соревнования в июле 2021 года в «Артеке», родители и наставники, переживая и волнуясь за ребят, подружились. Совместные акции в поддержку ребят на этапах проводов на финал, пребывания в «Артеке», организации торжественной встречи в аэропорту сплотили всех. А когда наставники рассказали, что во время прохождения курсов повышения квалификации организаторы выступили с предложением организовывать клубы «Большой перемены», то все признались, что в Нижегородской области такой клуб сам сложился стихийно. Тем не менее по моей инициативе как наставника Дзержинский педколледж, на базе которого он располагается, подписал соглашение с АНО «Большая перемена» о сотрудничестве.
Свою деятельность наш клуб освещает на официальной странице во «ВКонтакте» https://vk.com/bp52region. Его информационную поддержку оказывает финалист конкурса 2021 года Ярослав Титов.
К сожалению, эпидемиологическая обстановка не дает пока возможности провести запланированный ранее городской слет «Большой перемены». И большую часть мероприятий мы пока проводим онлайн. На своей странице клуб инициировал акции по различным вызовам для детей, активности для родителей и наставников.
Например, акцию «Семья в «Большой перемене». Она стала отличной возможностью презентовать свои проекты. Представлен мультимедийный словарь, связанный с краеведением и историей диалектных слов, публикуются виртуальные экскурсии по музеям и городам области, проводились мастер-классы по учебным лайфхакам, публиковались видеозарисовки «Советы непосторонних», мотивационные истории и притчи.
У движения «Большая перемена» есть активно развивающаяся страница во «ВКонтакте», где проводятся тематические акции и конкурсы. Мы стараемся не дублировать контент основной группы и организуем свои акции и мероприятия. Например, к Дню науки мы проводим интеллектуальный марафон, в котором могут участвовать представители разных клубов «Большой перемены», перед Новым годом организовали посткроссинг «Привет из нашей зимы».
Вообще работа клуба «Большая перемена» основана на совместной деятельности, причем по реализации нескольких направлений всероссийского конкурса «Большая перемена». Планов у нас много, но, самое главное, нам хорошо вместе: в состав клуба стали входить не только финалисты конкурса, но и те, кто только планирует в нем участвовать. Наш клуб «БП-52» – сообщество заинтересованных друг в друге и во взаимном развитии людей.
Поскольку я была наставником в категории 5–7-х классов, а также у студентов, я выступила инициатором создания клуба «Большая перемена», теперь на общественных началах популяризирую это движение в нашем городе, провожу тренинговые акции по разным направлениям. Свою задачу вижу и в том, чтобы привлечь в проект активных наставников, создать сообщество педагогов-кураторов, развивать сеть клубов в образовательных организациях.
Неправильно понимать «Большую перемену» как конкурс, который проходит с марта по июль. Конкурс предусматривает много круглогодичных активностей, в которых можно попробовать свои силы. Например, каждую субботу у нас проходят акции «Добрая суббота».
– Что за акции?
– Была акция в поддержку врачей «ковидных» госпиталей, ребята делали для них мотивационные открытки, записывали видеоролики. Были и экологические акции по уборке на водоемах, например. Или знакомство с необычными достопримечательностями своего города. И если отчеты об этих акциях предоставляются онлайн, то сами акции – вполне реальные. Участие в этих мероприятиях – «Добрых субботах» – инициирует и анонсирует в соцсетях «Большая перемена». Отчеты о выполненных мероприятиях ребята прикрепляют в виде комментариев к анонсу акции.
– А много ли вообще подобных клубов по стране?
– Их много, и ориентация на то, чтобы такие клубы появились в каждой образовательной организации. Я сторонник этого, чтобы не включался административный ресурс и детей не начали нагонять в них насильно. Потому что «Большая перемена» не за массовость – здесь другая философия.
– В чем конечная цель «Большой перемены»? Кого хочет вырастить Роспатриотцентр в итоге, каких детей?
– Это очень хорошо прослеживается по тем компетенциям, которые оцениваются. Это активность, коммуникативность, инициативность, умение инициировать проект и самостоятельно его реализовать. «Большая перемена», кстати, всегда подчеркивает, что этот конкурс не для отличников и постоянных участников олимпиад. Он позволяет охватить тех детей, кто имеет активную жизненную позицию, может придумать и реализовать социально одобряемые проекты.
– Можете привести примеры таких детских проектов?
– Например, ученик 22-й школы Ярослав Титов создавал проект о виртуальных экскурсиях по городу, он снимал ролики про Шуховскую башню, про архитектуру сталинского ампира нашего исторического центра. В планах у него было и развитие детского туризма, насколько я знаю.
Александра Аристова тоже рассказывала про достопримечательности города – представляла проект про дендрарий.
Маша Квасова выбрала направление «Твори добро», она участвует и даже инициирует сама волонтерские проекты. Вместе с объединением «Будильник» ребята совершают разные добрые дела: проводят праздники и мастер-классы для детей, помогают в проведении спортивных и культурных мероприятий в городе, участвуют в донорских акциях.
– Проект «Большая перемена» будет продолжаться?
– Конечно, в марте состоится очередной старт.
Беседовала Ирина ТРАВКИНА.