Автохамство: бороться или терпеть?
Есть ли управа на водителей, которые ставят свои машины на газонах и тротуарах, на детских площадках и под окнами домов? Ответ на этот вопрос есть, но он неоднозначен...
Нет места. Или совести?
Для тех, кто ходит пешком, масштабы бедствия под названием «паркуюсь где хочу», наверное, более очевидны, чем для автомобилистов. Более того, часто замечаю, что последние нередко ищут оправдания для «королей парковки», видимо, невольно проецируя ситуацию на себя. Да и, признаться, от парковочного хамства водители страдают меньше. Безлошадный люд в этом вопросе более уязвим. Идешь, бывает, по тротуару, ни о какой опасности для себя даже не помышляешь, а тут откуда ни возьмись на тебя катится какое-нибудь авто, того гляди раздавит. Или проходишь мимо магазинчика, устроившегося на первом этаже жилого дома, а на твоем пешеходном пути машину разгружают – ни обойти, ни объехать. Словом, на каждом шагу если не угроза жизни, то неудобство.
Наверное, поэтому пешеходам труднее списать случаи парковки машин на газонах и тротуарах на излюбленную у всех автомобилистов причину: машин много – парковок мало. Спору нет: действительно, авто нынче развелось, что комаров в лесу, и все они должны где-то останавливаться. Но только ли от недостатка парковочных мест стоят посреди пешеходных дорожек авто?
Каждый день наблюдаю одну и ту же картину на улице Бутлерова: напротив дома, на первом этаже которого соседствуют сразу несколько фирм, прямо на придорожном газоне вольготно паркуются этакие солидные машины, больше напоминающие пароходы. Иногда этим громилам даже удается наполовину перегородить тротуар, так что мамам с колясками приходится объезжать их по проезжей части. А бывает, что «пароходы» стоят впритирку к жилому дому, что тоже не назовешь удачной парковкой. Собственно, каждый из нас может привести уйму подобных примеров.
Все это я к тому, что вопрос незаконных автостоянок не столько территориальный, сколько нравственный. Среди моих знакомых есть водитель, который никогда в жизни, понимаете, НИКОГДА не поставит свою машину в неположенном месте: в поисках парковочного места он исколесит все окрестности, найдет его, иногда за тридевять земель, и не поленится пешком пройти квартал-другой до пункта своего назначения. И ради чего все эти муки, спросите вы? Все просто: он уважает людей. Ему стыдно доставить кому-то неудобство. Он и в жизни такой же совестливый, как и на дороге.
И по понятиям, и по закону
Еще в прошлом году местные депутаты задумали обратиться в Законодательное собрание Нижегородской области с просьбой внести в региональный КоАП изменения, которые бы позволили городу создать полномочный и эффективный орган по борьбе с нарушениями в сфере благоустройства. В том числе и с хамоватыми парковщиками.
Впрочем, судя по ответу пресс-службы городской администрации на наш запрос, и без этих поправок все же можно приструнить нарушителей закона. Чиновники ссылаются на пункт 4 части 3 статьи 12 регионального закона от 10 сентября 2010 года №144-З. Он гласит: на территории Нижегородской области запрещена стоянка автотранспортных средств на детских, спортивных, хозяйственных площадках, газонах, озелененных территориях, пешеходных дорожках. Кроме того, говорится в законе, стоянка транспортных средств не должна препятствовать механизированной уборке, вывозу мусора, движению пешеходов.
Наказание для нарушителей прописано в части 2 статьи 3.8 КоАП Нижегородской области: с частника могут взыскать штраф от 2 до 4 тысяч рублей, с должностного лица – 5-10 тысяч, а с юрлица и вовсе до 60 тысяч!
В ответе мэрии на наш запрос указано, куда нужно жаловаться на горе-парковщиков: заявления принимает управление муниципального контроля администрации Дзержинска, расположенное по адресу: пр. Дзержинского, д. 12, каб. 8 (телефон 39-70-52). К заявлению с указанием даты, времени и точного места нарушения необходимо приложить фото автомобиля, где хорошо видно, что он проштрафился, а вторым снимком зафиксировать госномер машины.
Правда, в частном разговоре с моим знакомым сотрудники муниципального контроля дали понять, что парковкой на тротуаре они не занимаются (или не хотят?), а заезд на газон – дело труднодоказуемое.
Дело в том, что некоторые хитроумные граждане ссылаются на то, что в Кодексах административных правонарушений нет таких понятий, как «газон», «озелененные территории». А коль понятия нет, то и нарушения нет.
Но зато есть грамотные юристы, которые при доказательстве нарушений указывают на ГОСТ №28329–89 «Озеленение городов, термины, определения и общие понятия газона» и Закон Нижегородской области «Об обеспечении чистоты и порядка на территории Нижегородской области» от 2010 года. А расшифровка понятия «озелененные территории» содержится в областном законе №110-З от 7 сентября 2007 года «Об охране озелененных территорий Нижегородской области».
Так что при желании зло может (и должно!) быть наказано. К тому же не все так безнадежно: по итогам 2018 года в Нижегородской области, как сообщают электронные СМИ, составлено 458 протоколов за парковку на газоне.
Добро пожаловаться
Опять же неофициально, в частной беседе, муниципалы указали направление, в котором стоит двигаться, дабы припаркованных на тротуарах и в жилой зоне машин в нашем городе стало меньше. И ведет эта дорожка в ГИБДД, для особо занятых – на сайт инспекции. Можно войти прямо на федеральный портал, без привязки к региону: в процессе сервис и так спросит о вашем местоположении.
На главной странице находим раздел "Прием обращений". И первым делом попадаем на ознакомительную страничку, где объясняется, как правильно составить обращение и по каким причинам нам могут отказать в рассмотрении жалобы. Среди них – недействительные данные о себе или анонимное обращение, употребление в нем ненормативной лексики, написание всех слов заглавными буквами, без знаков препинания и т. д.
При составлении жалобы необходимо выбрать способ получения ответа – в письменной форме или по электронной почте. А затем изложить суть дела, не забыв указать день, время и место нарушения, а также что вы, собственно, хотите («прошу привлечь к ответственности» – этого вполне достаточно). К заполненной форме обращения прикрепляются фотографии (как минимум две – вид спереди и сзади), которые подтверждают факт нарушения и указывают на номер машины.
После отправки обращения ждать ответ на него придется максимум 30 календарных дней. Скажем прямо: по рассказам интернет-пользователей на самых разных сайтах и в соцсетях, число тех, кто так и не дождался ответа, и тех, кто его все-таки получил, приблизительно одинаковое. Но ведь если не возмущаться, не пытаться воспрепятствовать, нарушение рано или поздно перерастет в норму! Похоже, уже переросло.
Стоит ли игра свеч – каждый решает сам. Бороться или не бороться с хамством – опять же дело личное. Как писал Альбер Камю, с несправедливостью либо сотрудничают, либо сражаются. Выбор за нами.
Елена СЕРОВА.