АСОП, ты где?

«Репортер» выяснил, почему в Дзержинске буксует внедрение системы безналичной оплаты проезда в общественном транспорте.
«Репортер» выяснил, почему в Дзержинске буксует внедрение системы безналичной оплаты проезда в общественном транспорте.
С 1 января 2019 года во всех районах Нижегородской области, в том числе и в нашем городе, вводится автоматизированная система оплаты проезда, сокращенно – АСОП. Спору нет: дело хорошее, нужное, полезное. Причем не только для муниципалитетов, но, как ни странно, даже для рядовых горожан, которых нововведение избавит от необходимости запасаться мелочью. А теперь вопрос на засыпку: много ли вы знаете про транспортные карты?
Ни деталей, ни подробностей
В том-то и дело, что информационного бума, сопровождающего введение любого важного для всех и каждого новшества, в Дзержинске не случилось: кампания по внедрению в нашу жизнь системы безналичного расчета за проезд на общественном транспорте прошла тихо и почти незаметно для горожан. Даже местные СМИ под занавес прошлого года не могли похвастаться тем, что располагают внятной и полной информацией об АСОП, так что особо и делиться с земляками было нечем в тот момент.
Дзержинцы, худо-бедно осведомленные о нововведении, но редко бывающие в соседнем Нижнем, где транспортные карты уже давно в ходу, до последнего не знали, смогут ли они после новогодней ночи расплатиться в городском транспорте наличкой. И только 1 января эмпирическим путем город выяснил, что деньги в троллейбусах, автобусах и маршрутках еще никто не отменял. В соцсетях в первый день нового года этой новостью делились с удовольствием и даже с нескрываемой радостью.
Некоторые же горожане и вовсе встретили праздник в полном неведении того, что в Дзержинск пришло какое-то транспортное ноу-хау. И таких, поверьте, немало: сужу по своим знакомым, среди которых есть педагоги, служащие, домохозяйки, студенты, пенсионеры. (Последним особенно тяжко – все новое им и так дается непросто, а тут еще никто не удосужился разложить все по полочкам.) Не думаю, что здесь уместна шутка о том, что мне не повезло со знакомыми…
Удивительно, но и после новогодне-рождественских каникул новость о введении в Дзержинске АСОП не обросла деталями и подробностями.
Нерасторопность или тактика?
Что это, сознательное нежелание форсировать события и тактика постепенного, поэтапного, бесшокового введения нового или же чей-то недогляд, оплошность, нерасторопность? Да и кто, собственно, должен был организовать ликбез по АСОП для горожан? По сути, в этой истории две заинтересованные стороны: местные власти и компания «Ситикард» – единственный в Нижегородской области аккредитованный региональным Министерством транспорта и автомобильных дорог оператор АСОП. Первым автоматизированная система позволит контролировать потоки денежных средств, получаемых от пассажирских перевозок, досконально изучить пассажиропоток, что в конечном счете, думается, поможет навести порядок в транспортной сфере города. Ну а непосредственному реализатору проекта – компании «Ситикард» – информационная шумиха вокруг АСОП выгодна финансово, ведь именно она выпускает транспортные карты и оснащает всех перевозчиков области необходимым оборудованием – терминалами для работы со специальными транспортными и обычными бесконтактными банковскими картами, или, как их еще называют, валидаторами.
В итоге ни одна из заинтересованных в нововведении сторон не снабдила дзержинцев тем, чем должна была снабдить в первую очередь – исчерпывающей информацией о новой системе оплаты за проезд. Дзержинским чиновникам, судя по всему, сейчас не до этого: что ни день, то сообщение об очередной отставке в мэрии и в муниципальных учреждениях Дзержинска. В том числе и в транспортной сфере города.
Что до «Ситикард», то, видимо, оператор АСОП и не ставил себе целью враз объять необъятное, ведь внедрение новой системы оплаты проезда идет по всей области, а не только в конкретно взятом Дзержинске. И судя по постам на страничке компании «Ситикард» в социальной сети «ВКонтакте», наш город еще не в самом худшем положении. По крайней мере, у нас хотя бы открыт пункт продажи неперсонифицированных транспортных карт. Пусть пока один-единственный, но все же он есть, тогда как другие города области и тем похвастаться не могут.
Впрочем, если на всю эту историю смотреть с точки зрения недоумевающего пассажира, то сочувствие оператору здесь неуместно. Как говорится, назвался груздем – полезай в кузов.
Из первых рук
Желание понять, что к чему, привело нас, как, думается, и многих дружащих с интернетом горожан, на сайт компании «Ситикард» – он указан в тех скудных информационных материалах об АСОП, что нам довелось заприметить в местном МФЦ. Кстати, именно здесь бесплатно оформляют именные транспортные карты. Ищем на сайте информацию про Дзержинск… и не находим. Про Бор, Саров, Нижний Новгород, которые стали первопроходцами в данном проекте, есть, и много, про наш город – ничего. Впрочем, какую-то общую информацию о безналичной оплате проезда здесь все же можно почерпнуть. Например, о том, как пополнять транспортные карты. О том, что персональные транспортные карты с фотографией и Ф. И. О. вправе оформить не только льготники, но и все желающие. Причем совершенно, ну просто абсолютно бесплатно! Остальная информация к Дзержинску, пожалуй, не имеет никакого отношения, зато рождает зависть к нижегородцам и кучу вопросов.
Можно ли по дзержинской транспортной карте, обычной и льготной, прокатиться в Нижнем Новгороде? Принимают ли к оплате льготные карты перевозчики-частники? Останутся ли бумажные проездные? Будет ли у нас расширяться сеть пунктов продажи и пополнения транспортных карт? Введут ли в Дзержинске, как и в Нижнем Новгороде, тариф «Электронный кошелек – 60», позволяющий за час прокатиться на разных видах муниципального транспорта и при этом заплатить лишь однажды? Рассматривается ли для Дзержинска нижегородский вариант, при котором проезд по транспортной или банковской карте на 2 рубля дешевле, чем за наличный расчет?
За ответами на эти непраздные вопросы мы обратились в пресс-службу компании «Ситикард». Этот почти часовой разговор мы оформили в тезисы, которые, на наш взгляд, представляют для пассажиров наибольший интерес.
– Встретить терминалы безналичной оплаты проезда в немуниципальном транспорте до сих пор повезло не всем дзержинцам. Неудивительно, что у кого-то могло сложиться ошибочное впечатление, что частники вообще выпали из проекта. Но нет: в компании «Ситикард» заверили, что оснастили валидаторами всех дзержинских перевозчиков, будь то муниципальный «Экспресс» или частная фирма. А значит, в каком бы транспортном средстве, участвующем в перевозке пассажиров на городских маршрутах, вы не предъявили к оплате обычную транспортную карту, ее должны у вас принять.
– На обычную, или, как правильно сказать, гражданскую транспортную карту (то есть не льготную, не школьную, не студенческую), можно записать один из двух тарифов: либо «Электронный кошелек», либо «Проездной». Этой картой, используемой в качестве электронного кошелька, вы вправе расплатиться за проезд в любом городе Нижегородской области при условии, что перевозчик подключен к АСОП.
– Льготные, школьные и студенческие транспортные карты предназначены для использования только в режиме проездного и в Дзержинске еще не действуют.
– Персональную карту при потере можно восстановить, но уже небесплатно – за 100 рублей. При этом остаток средств на потерянной карте будет переведен на новую.
– Бумажные проездные для льготников, школьников и студентов просуществует недолго: возможно, уже в феврале их заменят транспортные карты.
– В ближайшее время «Ситикард» расширит сеть пунктов продажи и пополнения транспортных карт. Приобрести их и положить на них деньги можно будет во всех отделениях почты, Сбербанка и в киосках «Роспечать». Подтверждение этой информации не заставило себя ждать: в интернете нам случайно попалось на глаза объявление о наборе сотрудников для работы с транспортными картами в дзержинском сбербанковском отделении.
И это все ответы на вопросы, которые удалось получить у оператора АСОП. Остальная информация, заявили в пресс-службе компании «Ситикард», в ведении местной администрации и даже областного правительства. Будет ли в Дзержинске безналичный проезд дешевле наличного и возможно ли у нас введение супертарифа «за 60 минут вокруг Дзержинска» – эти вопросы пока повисли в воздухе. Видимо, до тех пор, пока в городе не закончится кадровая чехарда.
Вот то единственное, что удалось выяснить у начальника управления транспорта и связи администрации Дзержинска Вадима Тараканова: оплатить проезд льготными, школьными и студенческими картами в нашем городе можно будет как в муниципальном транспорте, так и в частном, но при условии, что в обозначении маршрута не используется буква «Т», – это значит, что автобус работает в режиме такси и никаких льгот в нем не предусмотрено.
Ну а каковы будут территориальные границы применения льготных карт, будут ли они действовать за пределами одного города – ответ на этот вопрос последует только после выхода в свет постановления областного правительства. Когда оно увидит свет – никто не знает.
Одна – за всех
Для полноты картины, разумеется, решила заглянуть в тот самый единственный в Дзержинске пункт продажи и пополнения транспортных карт – в киоск «Роспечать» у автовокзала. Лично я в восторге от киоскера, который всем этим занимается в нагрузку к основной работе. Не человек – находка. Приветливая, ответственная, она, пожалуй, единственная в нашем городе знает о транспортных картах практически все. В МФЦ, может, тоже знают, но никому ничего не объясняют – отправляют в киоск «Роспечать» на Привокзальной площади, 2. Неудивительно, что пенсионеры, получив персональную транспортную карту в МФЦ, косяком идут в заветный киоск за разъяснениями. И даже в группы объединяются для того, чтобы послушать лекцию про очередные пластиковые карты в их жизни. От такой просветительской работы у киоскера под вечер язык еле ворочается. Вот прямо зло берет: неужели трудно было хотя бы для пожилых людей какие-нибудь памятки выпустить?!
Не ставя себе задачу найти виновных в этом безобразии, подведем итоги начального этапа внедрения в нашем городе АСОП: по информации пресс-службы «Ситикард», за месяц в дзержинском МФЦ и через сайт компании-оператора транспортные карты оформили более 1500 человек. Киоск на Привокзальной площади в середине декабря, по нашей информации, получил на реализацию 100 гражданских транспортных карт, потом еще 550, и они еще не все разошлись. А если послушать дзержинских кондукторов, то картина и вовсе кисло выглядит: за день им дай бог раза три-четыре приходится брать в руки терминал – все предпочитают расплачиваться по старинке. Дзержинск – он такой, особенный.
Есть ощущение, что, если проекту по переходу на безналичную оплату проезда не оказать мощную информационную поддержку, он, пожалуй, и через год останется в зачаточном состоянии. По крайней мере, в нашем городе.
Елена СЕРОВА.