Архитектор Кусакин: неоклассицизм по-дзержински
Далеко не каждому даже выдающемуся зодчему выпадает судьба стать создателем целого города. Такая счастливая творческая участь досталась Алексею Федоровичу Кусакину, который более полутора десятилетий был главным архитектором Дзержинска.
За это время он успел превратить Дзержинск из разрозненных поселков в современный город со строго рациональной планировкой, широкими улицами, общественными и жилыми зданиями, которые обладают несомненными эстетическими достоинствами. Конечно, рядом с Кусакиным трудились талантливые проектировщики, инженеры, строители, что никак не умаляет его личного вклада: решающее слово все равно оставалось за ним. В его деятельности яркое выражение нашли неоклассические тенденции, характерные для советского зодчества середины ХХ столетия, и сегодня мы на нескольких примерах постараемся проследить особенности его творческой манеры.
«Ордер» означает «порядок»
Для этого придется начать издалека, потому что родиной классических архитектурных форм является Древняя Греция, где возникла ордерная система. Ордер (от латинского слова ordo – «порядок») представляет собой художественно оформленную стоечно-балочную конструкцию, включающую перекрытие (антаблемент) и несущую часть – колонну и основание, на котором она стоит (в античности ступенчатое – стереобат). Греки разработали три варианта ордера: дорический, ионический, коринфский. Этруски и римляне добавили к ним еще два – тосканский и композитный.
Все они, имея общую структуру, различаются пропорциями и деталями. Ордер, будучи одновременно и строительной конструкцией, и художественной формой, получил широчайшее распространение в зодчестве античного мира.
В Средние века он оказался невостребованным, но в эпоху Возрождения, с ее колоссальным интересом к античному наследию, обрел вторую жизнь, надолго став универсальным языком всей западноевропейской архитектуры. Ренессанс, барокко и классицизм раскрыли буквально неисчерпаемые выразительные возможности ордерных форм. Свое определяющее значение ордер начинает терять только во второй половине XIX в. с появлением новых строительных материалов и конструкций и возникновением новых эстетических концепций, однако даже ХХ столетие с его модернистскими экспериментами не вытеснило окончательно классические формы из архитектуры.
В отечественной архитектуре неоклассические тенденции имели место и в начале ХХ в. в русле стиля модерн, и в советское время, когда в 1930–1950-х годах они приобрели статус официального направления. В исследовательской и научно-популярной литературе это направление именуется советским классицизмом, сталинской эклектикой, послевоенным сталинским ампиром.
Иногда применительно к послевоенному десятилетию можно встретить название «стиль триумф», отражающее общественный подъем после победы над фашизмом. Горячим сторонником этого термина в Дзержинске был инженер-строитель и художник Николай Светлаков, написавший, в том числе совместно с автором этих строк, ряд статей об архитектуре нашего города. Чтобы не вдаваться в сложную терминологическую дискуссию, воспользуемся словосочетанием «советский неоклассицизм».
Творческий почерк Кусакина
Как профессионал А.Ф. Кусакин (1908–1997) сформировался в те годы, когда неоклассицизм в советском зодчестве уже вступил в свои права. В 1937 году он окончил Московский архитектурный институт и после непродолжительной работы в Магнитогорске был переведен в Москву старшим архитектором Главстройпроекта, однако вскоре получил назначение в Дзержинск. Здесь в полной мере реализовался его талант организатора, градостроителя, автора индивидуальных проектов общественных и жилых зданий.
Профессиональная деятельность Кусакина успешно продолжалась и после того, как в 1958 году он оставил должность главного архитектора Дзержинска, но в это время советская архитектура пошла уже по совсем иному пути. В результате правительственной кампании по борьбе с архитектурными «излишествами» на смену неоклассицизму приходят тенденции функциональности, простоты, дешевизны и массовое типовое строительство.
Получается, что именно в Дзержинске и именно в рамках неоклассицизма дарование и индивидуальность Кусакина раскрылись с наибольшей полнотой. Для него это направление не было модой, чем-то привнесенным извне. Язык классических форм он усвоил в период учебы и начала самостоятельной работы, что во многом предопределило свободную естественность и широкую вариативность использования им этих форм.
Талант архитектора сочетал в себе масштабное градостроительное мышление с вниманием к тщательной проработке деталей каждого здания. Кусакин индивидуально трактует многие элементы классического архитектурного наследия, избегает прямой стилизации, никогда не впадает ни в чрезмерную декоративность, ни в официально-помпезную пышность.
Так, главный фасад жилого дома с рестораном «Ока» (1956–1958 гг., при участии инженера Ю. Чурина) впечатляет своей масштабностью и торжественностью благодаря колоннам большого ордера, охватывающим почти всю высоту здания, а последний этаж играет роль аттика над антаблементом. Сравнительно с главным боковые, выходящие на проспекты Дзержинского и Чкалова фасады решены плоскостно, на их поверхности подчеркнуты отдельные акценты – например, ведущие во двор арки.
На фасаде универмага «Юность» (1951 год, в соавторстве с архитектором М. Рождественским), наоборот, не использовано объемных, пластичных форм, он трактован графично и, благодаря крупным окнам выглядит легким и изящным по пропорциям. Оба здания одновременно и формируют периметр центральной площади, и отмечают начало расходящихся от нее улиц. Решение фасадов в обоих случаях выполнено исходя из важнейшего градостроительного значения объектов.
А.Ф. Кусакину в целом было присуще развитое ансамблевое мышление. В уникальных условиях совсем юного города, где можно проектировать без оглядки на уже существующую застройку, это качество раскрылось сполна. Архитектор никогда не повторяет самого себя и достигает разнообразия в рамках строгого стилистического единства.
Фасад как произведение искусства
Чтобы оценить мастерство Кусакина, прогуляемся по проспекту Ленина, от Вечного огня до площади Дзержинского, и присмотримся к фасадам жилых домов. При общности стилистики каждый из них наделен особым художественным решением.
Первый интересующий нас объект – жилой дом №49, прозванный горожанами «колхозным», – занимает целый квартал, поэтому главной задачей в данном случае было избежать скучной монотонности столь протяженного фасада. Для этого требовалось придать ему четкую ритмическую организацию и выделить наиболее значимые, узловые места. Центр и угловые части дома на один этаж выше остального объема, центр подчеркнут ризалитом с тремя треугольными фронтонами, в каждый из которых вписано еще по одному декоративному фронтону (иллюстрация 1). Эти «внутренние» фронтоны опираются на пару пилястр, фланкирующих оконную нишу, которая охватывает два верхних этажа. Мотив пилястр как бы рассеян по всему фасаду. Две симметрично расположенные арки не только необходимы для прохода во двор, но и зрительно обогащают фасад, в котором преобладают спокойные, протяженные горизонтали.
Ансамбль образуют три следующих объекта – два дома и находящийся между ними в глубине от красной линии техникум. Если здание учебного заведения, вход в которое сделан в виде мощного портика на граненых столбах, выдержано в подчеркнуто лаконичных и монументальных формах, то дома выглядят изящными и нарядными. Их угловые объемы завершены треугольными фронтонами, поддерживаемыми пилястрами, а в центре две двери окружены декоративным обрамлением, поднимающимся до высоты третьего этажа. Сдержанно использованные лепные украшения придают фасадам особую праздничность (иллюстрация 2).
И наконец, два здания напротив Дворца культуры химиков. Особенно интересен дом под номером 59, фасад которого наделен динамикой и пластической энергией, отличаясь тем самым от многих более спокойных по образному строю произведений Кусакина. Первый этаж, отделанный плоским декоративным рустом и завершенный тонкой тягой, играет роль цоколя. Карниз над четвертым этажом в угловых частях совпадает с уровнем кровли, а в центре служит основанием для еще одного этажа.
Композиция фасада строится на пяти вертикальных осях. Центр здания выделен ризалитом с пилястрами по краям и четырьмя крупными полуколоннами. Между колоннами очень плотно размещены балконы с балюстрадой, поддерживаемые консолями. Формы в этом месте словно собираются в некий пластический сгусток, а затем в обе стороны идет гладкая и спокойная поверхность стены. На углах же вновь повторяется мотив центральной части, только колонн стало на одну меньше.
Благодаря такому чередованию пластически богатых участков и пауз между ними фасад приобретает повышенную образно-эмоциональную активность, заставляющую вспомнить скорее не о классицизме, а о барокко (иллюстрация 3).
У соседнего дома, №61, облик, наоборот, уравновешенный и строгий (иллюстрация 4). Здесь мы вновь видим излюбленные приемы Кусакина: первый этаж в роли цоколя, угловые ризалиты, сандрики над окнами. Особенностью же является то, что не акцентирована главная композиционная ось и центральная часть фасада лишена декора, тогда как угловые части более нарядны и эстетически активны. «Изюминка» здания заключается в использовании, наряду с прямоугольными, окон арочной формы и разнообразных сандриков – треугольных, дугообразных, горизонтальных.
Примеры можно было бы продолжить. Как видим, залогом высоких архитектурно-художественных достоинств произведений Алексея Кусакина были его последовательная приверженность определенному творческому методу и гибкость композиционного мышления. В итоге историческая часть нашего города остается одним из уникальных памятников советской архитектуры середины XX в., демонстрируя широкие возможности неоклассицистического направления.
Сергей АКИМОВ, кандидат искусствоведения.