3 июля в офис МФЦ на улице Гастелло образовалась очередь
Сбои в работе центра, как можно предположить, спровоцированы тем, что порядок записи в МФЦ не отрегулирован законодательством.
В прошлую пятницу Дзержинск в очередной раз прославился на всю область. В региональных информационных агентствах появилось фото внушительной очереди, которая образовалась утром 3 июля у МФЦ на улице Гастелло – единственного открытого для посетителей. Два других, напомним, до сих пор закрыты из-за пандемии коронавируса.
На фото толпа людей – кто в масках, кто без – стоят практически вплотную друг к другу. И это при всем при том, что коронавирус пока и не думает сдавать свои позиции в Дзержинске.
В тот же день инцидент на своей странице «ВКонтакте» прокомментировал градоначальник: «Наши специалисты отреагировали оперативно, усилили работу с МФЦ, провели разъяснительную работу с людьми, сейчас очередей нет. В очередной раз хочу вам напомнить о существовании портала госуслуг. По статистике, 90% услуг, за которыми вы приходите в центр, можно получить дистанционно через этот портал. Кроме того, на портале есть раздел «Поддержка» и постоянно работает чат поддержки. Они нужны, если возникают проблемы с регистрацией или загрузкой документов/сведений...
Убедительно прошу вас по максимуму ограничить посещение МФЦ и воспользоваться дистанционным способом получения госуслуг».
Комментарии пользователей соцсетей под новостью об очереди в МФЦ были очень разные. Одни возмущались, утверждая, что «МФЦ сам приглашает в пятницу, в 10 часов, получить талоны, сайт заблокирован, телефоны не отвечают». Другие удивлялись, говоря, что совершенно свободно записывались на прием в центр как по Интернету, так и по телефону.
«Ура! На баррикады»
Вечером 3 июля на одном из городских порталов появилась информация о том, что «стояние» у МФЦ – фактически спланированная акция. К ее организации, по информации сетевого ресурса, причастны дзержинские риелторы. Паблик даже опубликовал переписку риелторовского, по утверждению модераторов, чата. В частности, там опубликован такой диалог (орфография и пунктуация авторов сохранены): «Здравствуйте все! Мы в пятницу в 9.00 у мфц будем. Надеюсь бунт не отменяется», «Девочки, а что с телевидением? Будет?», «В масках, цепью через 1,5 метра. При желании можно и перчатки надеть», «Ура! На баррикады». И так далее.
«В ту пятницу у МФЦ на Гастелло действительно происходило что-то странное», – говорит нижегородка Анна, попросившая не называть ее фамилии. По ее словам, она уже не в первый раз приезжает в Дзержинский многофункциональный центр, потому что в нижегородские попасть сложнее – очереди можно ждать месяц. Обычно утром перед зданием выстраивается 20-25 человек, которые заранее получили талончики. После открытия они сразу расходятся по разным операторам, то есть внутри здания очереди уже нет. В прошлую же пятницу, как говорит Анна, перед МФЦ собралось раза в три больше людей, с утра у здания дежурила полиция.
Наш анонимный источник в Дзержинском УВД сообщил, что у МФЦ в пятницу собралось порядка 80 человек, а полицию пригласили сами сотрудники центра, причем заранее. Собравшиеся были «рассредоточены» приблизительно через полтора часа.
Лишний талончик теперь не возьмешь
По данным нашего источника в УВД, на руководство многофункционального центра был составлен протокол за нарушение противоэпидемиологических норм. Тем не менее версия о том, что очередь возникла не случайно, кажется нашему собеседнику вполне правдоподобной. Риелторы, по его мнению, действительно могли быть недовольны новшеством, введенным дзержинским МФЦ, – идентификацией предварительной записи. Если раньше талончик можно было взять, не предоставляя никаких сведений о себе, то теперь при электронной записи необходимо ввести часть номера паспорта – четыре последние цифры документа. И получить услугу сможет только человек с указанным номером удостоверения личности.
То есть прежде человек, и в частности риелтор, мог набрать по несколько талонов за раз – на случай непредвиденной сделки – то сейчас этой возможности у него нет. (Кстати, в упомянутой переписке людей, зовущих на баррикады, некая дама пишет, что зачем-то «взяла три талона: два в живой очереди и один – в электронной».)
У такой практики были вполне очевидные побочные эффекты: прежде всего искусственный дефицит талонов, ведь если один человек ухватил три, значит, двум другим не достанется ничего. И это обстоятельство, как можно предположить, заставило МФЦ изменить правила игры.
Системная проблема
Несмотря на то что инцидент в Дзержинске вроде бы исчерпан – больше таких очередей у МФЦ не наблюдается, по крайней мере, пока – он выявил одну большую системную проблему: порядок записи на прием в многофункциональные центры в Нижегородской области не отрегулирован на законодательном уровне. Не предусмотрена обязательная идентификация, как при записи в любые другие учреждения, например в поликлиники, и многие МФЦ области по-прежнему практикуют анонимную запись. Теоретически при таком раскладе ничто не помешает предприимчивым гражданам сделать на этом бизнес – набрать талонов и торговать ими.
Навести реальный порядок в работе МФЦ может только областная власть. Пока же нам остается только догадываться, зачем чиновники оставляют такие прорехи в законодательстве и тем самым дают шанс всевозможным дельцам реализовывать свои полукриминальные таланты в ущерб остальным гражданам.
Проверено на себе
Мы решили лично проверить, как работает МФЦ на улице Гастелло.
Итог таков. Записаться через сайт можно по любой проблеме, правда, ждать приема придется больше недели. Так, 8 июля запись на получение большей части услуг была открыта на 17 июля, на услугу «Реестр» – на 22 июля.
По телефону (дозвонились мы через полторы минуты) сотрудник центра сообщил, что в экстренных случаях, например при смерти родственника, прием осуществляется вне очереди. При этом в большинство нижегородских работающих МФЦ мы не смогли дозвониться вообще.
Наталья ПАНКРАТОВА.