19 мая 2022 года в Дзержинске отметили 100-летие пионерской организации
Рассказываем, как становилось пионерское движение в городе химиков.
О первом дзержинском пионерском отряде, о том, какое место занимала пионерия в воспитании советских школьников, чему их учила и почему не стоило ее разрушать, «Репортеру» рассказала хранительница Дзержинского музея истории детского движения Тамара Бландинова.
«Пионерия – это чудо, светлое, доброе время! – говорит моя собеседница. – Такого понятия, как идеология, для нас не существовало. Мы были просто дети. В нас воспитывали трудолюбие и ответственность, взаимовыручку. Воспитывали не лозунгами, а делами. Культивировались дружба, честность, порядочность».
«Смена смене идет»
Тамара Александровна показывает мне старый, пожелтевший снимок 1923 года. На нем большая группа ребят в белых рубашках, с пионерскими галстуками на груди. Впереди – небольшой босоногий мальчуган с барабаном. Первый местный пионерский отряд, объединивший 65 ребят.
«Первые пионерские отряды создавались у нас в поселках при заводах и фабриках и объединяли детишек рабочих. В школы пионерские организации перебазировались только в 1932 году, – рассказывает Тамара Александровна. – А самый первый отряд возник в поселке Свердлова в 1922 году. В то время туда со всей страны приезжали молодые ребята строить завод имени Я.М. Свердлова (тогда завод взрывчатых веществ). Среди них был Александр Плахов, который охотно занимался с детьми – возможно, потому что у него жена была учителем. Сначала он обучал ребят гимнастике, а потом, когда II Всероссийская конференция комсомола приняла решение о создании пионерских отрядов, он, обычный заводской рабочий, организовал пионерский отряд, став его вожатым. По воспоминаниям воспитанников, Александр Плахов был очень энергичным, боевым человеком, заядлым футболистом, и ребята охотно шли за ним».
Тогда, на первых порах, создание отряда было исключительно инициативой снизу. Еще не существовало ни четко утвержденной структуры пионерской организации, ни символики. Александр Плахов даже ездил в Москву, чтобы выяснить, как должен выглядеть пионер, но тогда этот вопрос, видимо, не был решен даже в столице. Так что по возвращении Плахов сам сделал галстук по типу мужского.
Впрочем, вскоре вопросы символики и экипировки были решены: для ребят приобрели пионерскую форму, значки (тогда на них еще не было изображения В.И. Ленина), появилось и отрядное знамя, на котором крупными буквами было вышито: «Смена смене идет» (оно бережно хранится в музее). Знаменем ребята очень гордились и, отправляясь куда-то, например в походы, непременно брали его с собой.
Пионерский штаб в бараке
Пионерами тогда мечтали стать все мальчишки поселка. Еще бы. Страна только начала оправляться от невзгод военного лихолетья (Первой мировой и Гражданской войн), родители с утра до вечера работали. И тут появился отряд, в котором детвора могла проявить себя с самой лучшей стороны, чувствовала себя нужной и полезной.
По воспоминаниям барабанщика первого отряда Николая Рафаилова (того самого босоного мальчугана), когда нужно было собрать отряд, он останавливался посреди улицы тогда еще небольшого поселка и играл дробь. Со всех дворов выскакивали мальчишки и мчались к месту общего сбора – к одному из бараков, в котором разместился пионерский штаб.
Дел хватало
Дел у пионеров первого отряда хватало: они помогали взрослым в ликвидации неграмотности, брали шефство над октябрятами и беспризорниками, принимали участие в благоустройстве поселка. Кроме того, ребята часто ходили в соседние села и помогали сельчанам в поле, выступали перед жителями с концертами, устраивали лекции, знакомились с местными ребятами, устраивали с ними спортивные состязания.
А в свободное время пионеры занимались в кружках, организованных в пионерском штабе, или просто гоняли футбольный мяч на пустыре. Летними вечерами они, конечно же, собирались у Святого озера, разводили большой костер, пекли картошку и слушали рассказы вожатого.
«Еще через год пионерский отряд из 25–30 человек появился в Растяпине, его организовал уникальный человек Виктор Ремизов. Комсомолец с прекрасной душой и веселым характером – так вспоминала о нем одна из пионерок Зоя Александровна Пугина. Ремизов погиб во время Великой Отечественной войны, впоследствии ребята из дзержинского штаба «Поиск» нашли его могилу», – рассказывает Тамара Александровна.
Книжки от Крупской
Вскоре пионерские отряды стали создаваться в других поселках. Ребята встречались, устраивали выставки своих поделок, изготовленных в кружках, состязались в художественной самодеятельности. В 1925 году заработал первый пионерский лагерь.
К моменту образования города (1930 год) в Дзержинске насчитывалось более 30 пионерских отрядов, объединявших в своих рядах около четырех тысяч мальчишек и девчонок.
В августе 1929 года Виктор Ремизов со своими пионерами участвовали в I Всесоюзном слете пионеров, который шел несколько дней. Самым ярким впечатлением для ребят стала встреча с Крупской. Зоя Пугина, участница этого слета, вспоминает, что на одной из встреч Надежда Константиновна подарила детям по шесть книжек, а также вручила ручки и карандаши.
Лозунгов не было
Несмотря на то что пионеры считались юными ленинцами, идеологическая составляющая в работе пионерской организации была сведена к минимуму.
«Я вспоминаю свое пионерское детство. Для нас такого понятия, как идеология, вообще не существовало. Линейки проводились, но каких-то призывов, лозунгов не было. Мы, дети военной поры, были настолько активные, все делали с огромным удовольствием – нас не надо было к чему-то призывать. Мы брали пример со старших. Я не помню, чтобы родители хоть раз сказали мне, что можно делать, а чего нельзя. Мы видели, как родители трудились день и ночь, и не могли даже представить, что можно чего-то не делать, мы всегда шли вперед: учитель скажет: нужна макулатура, металлолом для машин – мы бежали, потому что знали: это надо», – вспоминает Тамара Александровна.
Светлое время
«Пионерия – это чудо. Это светлое время, – уверена Тамара Александровна. – Когда нас приняли в пионеры, мы, девчонки, зимой бежали домой в расстегнутых куртках, чтобы все видели наши красные галстуки.
Нам прививали честность, трудолюбие, ответственность, взаимовыручку. Например, если какой-то ребенок плохо учился, ему находили помощника. У пионеров культивировались дружба, честность, порядочность, помощь и так далее. Мы твердо знали, что пионер – всем ребятам должен быть пример, и старались.
Вот у меня, например, трудно шла математика, и мне соседка по парте, у которой по математике была пятерка, помогала от чистого сердца. Если кто-то из ребят болел, мы побежали, навещали, это было естественно, по-человечески.
Практически до конца существования пионерской организации в каждой школе была зона пионерского действия – карта, на которой отмечали, где живут ветераны войны, труженики тыла, чтобы помогать им.
Когда я уже работала методистом во Дворце пионеров, у нас был создан штаб Тимура и мы с ребятами ходили в собес, брали списки детей-инвалидов (за каждым клубом по месту жительства был закреплен такой ребенок). Наши тимуровцы ходили к этим ребятам, узнавали их интересы, играли с ними, лепили, подарки им дарили, старались стать для них друзьями. Дел было море – всех и не перечислить. Вот так и воспитывались в пионерах нравственность и патриотизм.
Что имеем – не храним
В 1991 году пионерская организация, как известно, была упразднена. В Дзержинске пионерская дружина до сих пор сохранилась только в школе №6 на Пыре.
Тамара Александровна уверена, что пионерскую организацию нельзя было ликвидировать.
«Разве можно вот так одним росчерком пера разрушить такую масштабную организацию с прекрасными, десятилетиями отработанными традициями, которая сделала столько всего хорошего?» – задается риторическим вопросом Тамара Александровна.
Да, к 80-м годам прошлого века в пионерии уже было не все гладко, организация несколько закостенела, в ней появился формализм, но это все было исправимо.
«Тогда появилась отчетность, председателями совета отряда стали выбираться классные руководители, которые фактически заставляли ребят что-то делать, а самоуправление было потеряно. Надо было возрождать традиции самоуправления, чтобы дети сами принимали решения, а не ломать», – уверена моя собеседница.
Вслед за пионерией посыпалась и вся прекрасно отработанная система внешкольной работы с детьми, созданная в Дзержинске.
«Я несколько десятилетий занималась развитием детских клубов по месту жительства, – говорит Тамара Александровна. – У нас в советское время было 40 детских клубов и 30 подростковых, кружки работали с утра до вечера. В каждом клубе было по 4–5 хоккейных команд. На стадион во время проведения «Золотой шайбы» тысячи мальчишек выезжали на коньках. Все были одеты, обуты заводами. В 1973 году в Дзержинске проводился семинар первых секретарей всех союзных республик – они перенимали наш опыт внешкольной работы с детьми».
В общем, Дзержинск действительно может гордиться своим прошлым. И если у кого-то из дзержинцев появится желание хоть ненадолго погрузиться в атмосферу безвозвратно ушедшей эпохи, то можно прийти в музей Дворца детского творчества.
Каждый ребенок за что-то отвечал
Галина Николаевна ТИТЕЕВА, старшая вожатая с 1965 по 1972 год:
«Сущность пионерской организации была в ее коллективизме, но при этом ребенок не терялся в ней. Были пионерские отряды, которые делились на звенья, каждое звено – маленький коллектив. Между ними всегда присутствовала соревновательность. Классы были большие, в каждом человек по 40, значит, было четыре звена по 10 человек, и в каждом звене каждый ребенок отвечал за что-то. Так ребятам прививались ответственность, умение планировать, раскрывались их организаторские способности. У пионеров воспитывались ответственность друг за друга, умение и руководить, и подчиняться решениям совета отряда. Это и называется гармоничное развитие личности, которое осуществлялось на практике.
Сегодня есть очень хорошее дело – волонтерство, но ведь оно было развито и в пионерском движении через тимуровскую работу.
Девиз тимуровцев – не быть равнодушными. Они организовывались, помогали, например, одиноким людям, сидели с детишками, играли с ними во дворе.
С конца 1960-х годов начало развиваться военно-патриотическое воспитание, появилась «Зарница», потом – «Орленок». Это было массовое движение внутри самого пионерского движения. Когда я работала вожатой в школе №7, мы очень сдружились с нашей танковой частью, у каждого класса был солдат-вожатый.
Когда проводилась «Зарница», мы приходили в школу рано утром: у нас в шесть часов было построение. Воинская часть выделяла нам полевую кухню, танк, мы брали высоту. В игре участвовали все классы начиная с пятого, притом что в школе учились не менее полутора тысяч человек, все сотрудники школы. Однажды наш завхоз специально сходил в драмтеатр, взял грим, проконсультировался у специалистов, как им пользоваться, – все для того, чтобы, загримировавшись, пробраться на высоту и водрузить знамя. Наш директор тогда сказал нам, вожатым: «Ну, девчонки, вы меня с ума сведете».
Активно интересовались тем, что у нас происходит, и жители микрорайона. Двери школы и спортзала всегда были для всех открыты.
Видимо, тогда были другие общественные отношения, которые давали возможность быть всем вместе. Сейчас времена другие, мы разобщены, и детского коллектива как такового я в школе не вижу».
Было немало славных дел
Евгений Хренов, заместитель директора пионерлагеря имени Гагарина, создатель и бессменный руководитель отряда связистов, о котором не раз писала не только городская и областная, но и всесоюзная пресса:
– На счету пионерской организации множество славных дел. Помимо всего прочего у нас была создана прекрасная система пионерских лагерей, только в городе их было не менее десяти, за лето в них отдыхало порядка 20 тысяч детей. И ребята стремились в лагерь, нам приходилось ставить кровати в коридорах, я на свои деньги покупал диван, чтобы разместить всех желающих побывать в отряде.
Причем, вожатые старались делать отдых в пионерских лагерях увлекательным. В нашем лагере было много всего интересного: мне удалось организовать несколько кружков: радиоузел, фотолабораторию, студию звукозаписи, киностудию «Пионер». Ребята, занимающиеся в студии «Пионер», даже представляли свои фильмы на Всесоюзном кинофестивале в городах Тбилиси и Кутаиси. В 1991 году в лагере заработала своя студия телевидения.
Первое и главное условие успешного воспитания – ребенок должен быть занятым, потому что как правило, проступки случаются от безделья. А когда дети чем-то увлечены и заняты, становятся добрее, проявляя то лучшее, что в них есть. Отряд связистов был настоящей школой труда, дисциплины. Ребятам прививалось желание бескорыстно делать добро, трудиться на общее благо, каждый совмещал труд и отдых. И все воспитанники отряда в итоге выросли хорошими людьми.
У меня были пионеры – инструкторы, которые сами вели кружки, были тимуровские отряды, которые помогали ветеранам поселка Желнино.
А главной, что мы стремились привить детям – это любовь к Родине, постоянно возили их по местам боевой славы – я с отрядом объездил, наверное, весь Советский Союз.
Наталья ПАНКРАТОВА.